Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут

Христос Воскресе, дорогие отцы, братия и сестры! Воистину пути Господни неисповедимы. Только что мы слышали отрывок из книги Деяний, который повествует нам о тревожных событиях, связанных с гонениями  на первых христиан. С одной стороны, эти гонения, конечно же, не несли в себе что-то приятное, но с другой стороны – благодаря им Церковь Христова не умалялась, а наоборот распространялась. Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Гонение немало принесло пользы проповеди Евангельской. Если бы враги старались специально распространить Церковь, то сделали бы не что иное, как… рассеяние учителей».

Рассеявшиеся от гонения, произошедшего после убиения архидиакона Стефана, иерусалимские учителя дошли до Финикии, Кипра и Антиохии. Придя же в Антиохию, они проповедовали сначала эллинам рассеяния, а затем язычникам, ибо Сам Спаситель благословил эти проповеднические труды и благие начинания, ибо евангелист Лука повествует, что «была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу» (Деян 11:21).

Антиохия в то время была очень большим и красивым городом, расположенным на северо-западе Сирии на реке Оронт. Только шесть часов путешествия отделяли этот город от моря, поэтому это позволяло контролировать основные торговые пути, благодаря чему Антиохия стала одним из богатейших центров Римской империи, уступая только столице, Риму, и Александрии. Население Антиохии было очень разнообразным. В основном это были сирийцы, подвергшиеся элинизации, а также и большая иудейская община, которая и стала благодатной почвой для проповеди апостолов. Таким образом, слух о массовом обращении язычников быстро дошел до Церкви Иерусалимской, и тогда поручили апостолу Варнаве идти в Антиохию.

У нас может возникнуть вопрос: почему именно апостол Варнава был выбран для столь ответственной и почетной миссии? Но, чтобы понять это, нам достаточно вспомнить то, что апостол Варнава сам был родом с острова Кипр, откуда и пришли многие антиохийские проповедники, поэтому он очень хорошо знал эти места и установившиеся обычаи и прекрасно владел греческим языком. Это замечает и евангелист Лука, указывая на то, что «он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры» (Деян 11:24), а само имя Варнава переводится, как «Сын утешения, или увещевания».

Но вместо того, чтобы возвратиться в Иерусалим для рассказа о виденном, Варнава предпочел идти в г. Тарс за человеком, который наилучшим образом мог бы осуществить эту великую миссию. И как замечает святитель  Иоанн Златоуст: «Таким образом, прибыл сюда Павел; не напрасно, но по великому устроению Божию».Безусловно, воля Божия была в том, чтобы Павел – бывший ревнитель закона и гонитель христиан прибыл в Антиохию, чтобы начать свои труды во имя Господа и стать ревностным апостолом язычников.

Вместе апостолы понесли великий труд благовестия и устроение Церкви Христовой: целый год они учили немалое число людей. И именно ученики в Антиохии впервые стали называться христианами. До этого всех последователей Господа Нашего Иисуса Христа называли по-разному: святыми, учениками, братьями или просто верующими. А после наименования их христианами апостол Лука не случайно указывает и на первый их поступок, который и характеризует их как истинных христиан. Какой же это поступок? Может быть – это  подвиг крайнего аскетизма? Или сверхчеловеческого мужества? Конечно же нет.

Но, чтобы понять всю глубину этого поступка, нам необходимо вспомнить ответ Господа пророку Исаии, который тоже, когда-то вопрошал Ему: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?», – На что Господь отвечает ему, – «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды… и угнетенных отпусти на свободу… раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его… Тогда откроется, как заря, свет твой… и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» (Ис 58:1-8).

Так и евангелист Лука указывает на то, что когда антиохийские христиане узнали о возвещенном пророками голоде, они не колеблясь, «положили, каждый по достатку своему, послать пособие братиям, живущим в Иудее, что и сделали, послав собранное к пресвитерам чрез Варнаву и Савла» (Деян 11:29-30). В сердцах новообращенных последователей Христа было искреннее желание помочь тем, кому было особенно трудно. Сам по себе этот факт говорит о многом, он показывает, что дар добродетели открыт абсолютно всем, поскольку, пред Отцом Нашим Небесным все равны, дороги и любимы.

Таким образом, по милости Божией, в Антиохии была образована христианская община, где не иудеи, а большинство из язычников приняли Таинство Святого Крещения. Среди них были люди разного материального достатка – и богатые, и бедные. Но, объединившись в Церковь Христову, они жертвовали своим имуществом для блага общего дела, поскольку милосердие – не только свойство христианской души, но одновременно и настоятельная ее потребность. Святитель Григорий Богослов пишет: «Живые отличаются от мертвых не только тем, что смотрят на солнце и дышат воздухом, но тем, что совершают что-то доброе. Если они этого не исполняют, то ничем не лучше мертвых».

Но, иногда бывает так, что когда мы совершим что-то доброе, то ждем за содеянное награды: либо от Господа, либо от людей. И получается так, что это уже не милосердие, а искание собственной выгоды, некий торг на добро: я тебе, а ты – мне. Но, необходимо всегда помнить слова Спасителя: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф 5:7), ибо к милосердным и сострадательным сострадает Сам Господь, и они обретают благословенную милость Его.

Будем же и мы, дорогие отцы, братия и сестры, молиться и уповать на милость Божию к нам, чтобы Воскресший Господь наш Иисус Христос пробудил в нас благодать милосердного труда, содействовал каждому нашему благому начинанию. Да сподобимся и мы, угодив Нашему Спасителю, услышать утешительные слова помилования и благодарности: «…Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф 25:34). Аминь.

Христос Воскресе!

Проповедь магистранта II курса библейского отделения чтеца Димитрия Попеко, произнесенная в академическом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова за Божественной литургией в Неделю о самаряныни 10.05.2015 г.


Опубликовано 10.05.2015 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter