Богословие Креста и Воскресения

Богословие Креста и ВоскресенияДорогие отцы, братья и сестры, сегодня мы вспоминаем событие, произошедшее в IV веке в Иерусалиме, – обретение и воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

В это время еще была жива память о том, сколь страшное это орудие казни – крест. Еще совсем недавно множество христианских мучеников приняли позорную для мира смерть на кресте. И вот перед взорами этих людей предстает то самое орудие казни, на котором был распят наш Господь, и, казалось бы, они должны были ужаснуться, постараться поскорее уничтожить это ужасающее свидетельство страданий Спасителя мира. Так подсказывает нам наша мирская логика, логика, не просвещенная Божественным Логосом, логика падшего мира.

Но не таким было мышление тех христиан столь далекого от нас IV века – они прекрасно понимали, что «Крестом прииде радость всему миру», что наша логика совершенно не оправдана, потому что за Голгофой последовало Воскресение, а за ним и Пятидесятница. Крест – уже не орудие смерти, но Древо жизни, Знамя победы, Символ воскресения.

И наше православное богослужение сохраняет это трагичное и вместе с тем радостное восприятие Креста. На всяком воскресном богослужении мы поем гимн Воскресению, в котором содержится это исповедание, очень часто за воскресными богослужениями читается так называемый крестовоскресный канон, в самом названии которого видно это удивительное сочетание памяти о страстях Христовых и Его победном Воскресении.

Множество раз за год Церковь полагает перед нашим взором Крест Христов, напоминая нам о великом деле нашей жизни – сораспятии Спасителю, дабы достигнуть воскресения. Он, будучи Богом, не счел недостойным принять образ раба и дойти до самого дна человеческих мук и страданий (ср. Флп 2:7-8), исчерпать их до конца, разделить с человеком самое страшное, что только могло с ним случиться – смерть, умирание в одиночестве. Покинутый всеми, и, как кажется, даже Самим Отцом, Христос принимает смерть, чтобы избавить нас от нее, чтобы, умерев вместе с Ним в Крещении, мы воскресли вместе с Ним в Его Царстве.

Прп. Иустин (Попович) говорит: «История рода человеческого – не что иное, как немилосердная, тираническая диктатура смерти <…> несчастному и осмеянному существу, что зовется человеком, невозможно победить смерть, никогда». И всякое указание на эту нашу смертность должно бы приводить нас к отчаянию, к бесконечному расстройству и беспокойству. Но Богочеловек Иисус Христос разрешил эту извечную проблему человечества, Сам погрузившись в ее глубины. Он решил ее, по словам того же преподобного Иустина, «не теоретически, не абстрактно, не априорно, а самим событием, фактом, историческим фактом воскресения Своего из мертвых».

И с тех пор смерть стала не страшна христианам, не страшились ее мученики первых веков, не страшились ее и новомученики ХХ века. С тех пор орудие смерти перестало быть устрашающим и грозным, теперь оно свидетельство не просто смерти, но Воскресения.

И потому вновь и вновь с благоговением и трепетом поклоняясь Кресту Христову и лобызая его, будем осознавать эту пасхальную радость, которая стоит за ним. И, помня эту радость, постараемся разделить ее с теми, кого она еще не коснулась, кто еще не ощутил в своем сердце огонь Божественной любви, очищающей и исцеляющей нас. Поклоняясь Кресту, прославим воскресение Господа нашего Иисуса Христа и постараемся по велению Спасителя донести это крестовоскресное благовестие до всякого человека, который повстречается на нашем пути.

Аминь.

Проповедь студента II курса бибилейско-богословского отделения магистратуры Санкт-Петербургской Духовной Академии иеромонаха Афанасия (Букина), произнесенная за Божественной литургией в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова 27 сентября 2015 года.


Опубликовано 27.09.2015 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter