В своих Трактатах на семнадцатую главу Евангелия от Иоанна блаженный Августин провозглашает Бога – Творцом мира, видимого и невидимого. По отношению к Нему неоднократно употребляется глагол творить. Например, «Так Бог и не ненавидит ничего Своего, что сотворил»[1]. Или в другом месте: «Отец стал известен через творение (notum faciendo Patrem)»[2]. Творение же Богом Отцом мира и всего, что в мире осуществляется через Его Слово (Verbum), через Его Сына Единородного Иисуса Христа: «И это то, что власть дана была Отцом Христу над всякой плотью, следует понимать по – человечески, ибо, в соответствии, по — божьи все через Него стало быть и в Нем все, что на небе и на Земле, видимое и невидимое»[3]. Как Творец солнца, луны и бесчисленного количества созвездий (siderea) Христос Бог -Творец времени, для отсчета которого и служат небесные светила. Об этом говорит блаженный Августин толкуя «час» (hora), на который пришел Христос: «Поэтому тем, что Он сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя (Ин.17:1), Он показал, что все время, и то которое Он сотворил однажды и то, что позволил во времени случится, было устроено Тем, Который не подвластен времени: так как, те будущие времена, (которые) были через отдельные промежутки, имеют свои действенные основания в премудрости Бога, в которой не существует никакого времени»[4]. И далее: «Который вместе с Отцом, от Которого родился вне времени, установил время, в которое Ему родится от Девы. И в соответствии с этим истинным и праведным вероучением, апостол Павел также говорит: но, когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Гал.4:4). И Бог через пророка говорит: Во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе (Ис.49:8). И снова апостол: Вот ныне время благоприятное, вот ныне день спасения (2Кор.6:2). Ибо Тот провозглашает: Отче! пришел час (Ин.17:1), Который с Отцом установил все часы, как будто, говоря: Отец, мы вместе установили, что ради людей и у людей должно мне прославиться: пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя (Ин.17:1)»[5]. Таким образом, подчеркивает блаженный Августин, в премудрости Бога (in Dei sapientia), нет никакого времени, поскольку Бог находится вне времени и Сам творит Его через Свое Слово. И этот вероучительный постулат святитель Гиппона говорит в пику тем, кто считал, что звезды, являлись некими божественными телами, или божествами и могли реально влиять на ход событий мира и человека. Ход же событий, в свою очередь, был жестко детерминирован, называясь судьбой (fatum). Звезды, как считали те, с кем полемизировал блаженный Августин, определяли и час Крестной смерти Христа, на что святитель отвечает: «Следовательно, да никто не будет понимать, что этот час пришел по принуждению судьбы (fatum), но лучше по Божественному определению. И никакое принуждение звездных созвездий (nec siderea necessitas), не связано со страданиями Христовыми: да не будет чтобы звезды заставляли своего Создателя умереть. Таким образом, не время побудило Христа умереть, но Христос выбрал время, в которое умрет»[6].
Конечно же, блаженный Августин, который увлекался в юности астрологией и видел всеобщее увлечение ей окружающих, писал затем, что она противна христианству. В «Исповеди» он вспоминает, что в возрасте от девятнадцати до двадцати восьми лет астрология присутствовала в его жизни: «Я вел предосудительные беседы с обманщиками-астрологами, которых еще называют математиками (mathematicus); они не вызывали духов и не приносили им жертвы, но христианская религия отвергает и осуждает и их»[7]. Почему же астрология не имеет ничего общего с христианством? Блаженный Августин далее приводит некоторые выдержки астрологов, говоривших в его время: «“Так предначертало само небо, что ты должен грешить. Ведь также поступают и Венера, и Сатурн, и Марс”. Попросту говоря, это означает, что человек плоть и кровь, тление и прах, — невиновен ни в чем, но вся вина — на Творце, Распорядителе неба и звезд!»[8] Астрология была настолько популярна в древнем мире, что, по-видимому, проникла во все цивилизации и культуры. Истоки ее находились на Востоке. Можно утверждать о зарождении в Древнем Вавилоне особой формы астрологии — астрального фатализма. Как считают, причиной этому было открытие точной периодичности в движении планет, что определяло, как казалось, повторение всей мировой истории до мельчайших подробностей. Эти идеи затем появились в зерванизме, как течении зороастрийцев, у пифагорейцев, у стоиков и других[9]. Другие исследователи считают, что причиной обожествления планет являлось то, что древние не могли близко рассматривать планеты и их воображение дорисовывало их свойство[10]. Но эллинский мир не сразу прочувствовал идею астрологической «науки». В ранний и классический период Греция не питала интереса к астрологии. Все началось, по-видимому, в эпоху Александра Македонского, то есть в 4 в. до Р.Х., когда греческий мир проник глубоко на Восток и принес оттуда много нового и экзотического, в частности, на острове Кос около 280 г. до Р.Х. была основана астрологическая школа Беросом из Вавилона. Считается, что именно он познакомил греков с астрологией. В это время идеи астрологии были подхвачены стоиками, глубоко симпатизировавшими фатализму. В это же время происходит смешение некоторых терминов, а именно наименование «халдей» (chaldeon), как житель Месопотамии, постепенно становится равным наименованию «астролог» (astrolog). Не прижились первоначально астрологи и в Римской Империи. Известно, что в 139 г. до Р.Х. их изгоняют из Рима, но позднее астрология приобретает необычайную популярность и практически все начинают обращаться к ней. Объектом астрологии были обожествленные солнце, луна, созвездия, то есть небесные тела. Например, считалось, что кто из богов-планет (Solis, Martis, Lunae…) правил первым часом суток, тот определял и весь день. На то время можно было бы выделить несколько направлений в этой псевдонауке. Во-первых, — универсальная астрология, определяющая судьбу всей страны; во-вторых, — астрология индивидуальная, как фатум конкретного человека. А также катархальная астрология, предполагавшая, что любое дело начиналось с астрологического предсказания. Этот вид астрологии получил развитие у греков, как приемник предсказаний оракулов[11]. А затем, по-видимому, перешел в римскую цивилизацию. Таким образом, астрология регламентировала жизнь вселенной, конкретного человека от его рождения до смерти. Все моменты в истории человечества и человека определялись, согласно этой псевдонауке, влиянием звезд или созвездий (astron, siderea), отпечатываясь в его жизни в виде неумолимой судьбы (fatum). Именно против такого представления о мире выступает в своих Трактатах блаженный Августин. Его аргументы против астрологии представленны в разных трудах разных лет: Confessiones (397-401); De Genesi ad litteram (401-414); De Civitate Dei (413-427) и др. В них блаженный Августин следует доказательствам против астрологии философам скептического направления, таким как Карнеад[12], Секст Эмпирик[13] и также как и они приводит опровержение астрологии основанное на следующих примерах: рождении близнецов под одной звездой и разной судьбой их, или одинаковой смертью людей, рожденных под разными светилами. Астрологов, как правило, святитель Гиппона называет математиками (mathematicus). С чем связано такое название у святителя Августина? В первую очередь с путаницей относительно астрономии и астрологии в древнем мире. Известный труд Клавдия Птолемея по астрономии – «Математическое сочинение в тринадцати книгах», или «Альмаджист», на арабский манер, говорит в предисловии о том, что «истинные философы поступили хорошо», отделив теоретическую философию от практической. При этом математика между теологией и физикой оказалась в теоретической части, она и занимается по Птолемею астрономией, а в целом «исследованием вечных и неизменных предметов… являясь ясной и упорядоченной и в этом заключается основной признак науки»[14]. Астрономия же, в свою очередь, подразумевает прикладную цель, исследуя закономерности в расположении и движении планет и созвездий, что помогало в навигации кораблей, сельскохозяйственных работах и т.д., а на самом деле, согласно Птолемею, была подспорьем для астрологических расчетов, влияния звезд на судьбу человека. И в этом состояло ее важнейшее значение, наверное, даже большее, чем научно-прикладное. О чем он говорит в работе под названием Четверокнижие (греч.Тетрабиблос, lat. Quadriparitite), которая в некоторых списках называлась: «Математическими трактатам в четырех книгах». Например, в первой книге Птолемей говорит об особенной роли астрологии и о том, что ошибки при расчетах могут быть из-за глубинной сущности явления этой «науки» и, соответственно, личной слабости исследователя по сравнению с величием того, чем он занимается[15]. Во второй книге Птолемей говорит, что предсказание с помощью астрологических средств включает в себя два больших раздела. Первый — это раздел, имеющий отношение к целым народам, странам и городам и называющийся общим, а второй и более частный — это раздел, связанный с отдельным людьми и называемый генетлиальным (от lat. genethliacon — гороскоп)[16]. Но особенно интересными будут разделы девять Четвертой книги, который называется «О характере смерти». Здесь говорится, что если Марс будет находится в середине неба или в противоположной точке, или в Цефее и Андромеде, то судьбой смерти окажется распятие на кресте (crucifixion)[17]. Становится ясным почему блаженный Августин в толковании Евангелия от Иоанна в церкви говорит о том, что час смерти Христа на Кресте не был определен созвездиями серверного полушария звездного неба: Цефеей и Андромедой и планетой Марс, повлиявшими, как, возможно, кто-то из язычников — астрологов в Северной Африке, а может и в других частях Римской империи во времена блаженного Августина говорил о «судьбе» смерти Христа через Распятие. На что блаженный Августин замечательно парирует: «да не будет чтобы звезды заставляли своего Создателя умереть»[18]. Богочеловек Сам определил время для искупления человеческого рода!
[1] Corpus Christianorum. Series Latina. Vol.36. Aurelii Augustini Opera. Brepolis. Belgium. 1955. P. 626.
[2] Ibid. P. 610.
[3] Ibid. P. 604.
[4] Ibid. P. 602.
[5] Ibid. P. 602.
[6] Ibid. P.602.
[7] Confessiones III, 5. Corpus Christianorum. Series Latina. Vol.27. Aurelii Augustini Opera. Brepolis. Belgium. P. 41.
[8] Ibidem. P. 41, 42.
[9] Саплин А.Ю. Астрология для всех. Энциклопедия. М. Гелиос. 2007. С. 39, 40.
[10] Jwdson K. Ancient Civillization: Almanac. Vol. 1. USA. 2000. P. 62.
[11] Словарь античности. Пер. с нем. М. Прогресс. 1989. С. 57.
[12] Тамже С. 57. Карнеад – представитель академического скептицизма, родился около 214 г. до Р.Х. в Киренах, Сев. Африка, умер около 129 г. до Р.Х. в Афинах, его письменных сочинений не сохранилось.
[13] Секст Эмпирик. Сочинения в двух томах. Том 2. М.: «Мысль» 1976. С. 188. Секст Эмпирик жил во второй половине второго века по Р.Х., был древнегреческим врачом и философом. Представитель классического античного скептицизма.
[14] Птолемей К. Альмаджист или Математическое сочинение в тринадцати книгах. М.: Наука. Физматлит. 1998. С. 5,6.
[15] Ptolemy`s Tetrabiblos or Quadriparitite being four books of the influence of the star. London. 1822. P. 8.
[16] Ptolemy`s Tetrabiblos or Quadriparitite being four books of the influence of the star. London. 1822. P. 58.
[17] Ibid. P. 201.
[18] Corpus Christianorum. Series Latina. Vol.36. Aurelii Augustini Opera. Brepolis. Belgium. 1955. P.602.