Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
«В воскресенье, до пения петухов, собирается все множество народа, как бы в Пасху. И поются песни и антифоны. Когда же пропоют первые петухи, приходит епископ, и берет евангелие и, подойдя к дверям кувуклии, сам читает о Воскресении Господнем». Так, дорогие отцы, братья и сестры, описывает паломница четвертого века Эгерия воскресное богослужение в Храме гроба Господня. Так же и мы, подобно христианам древности, собрались сегодня здесь чтобы воспеть песни и гимны и прославить воскресшего Спасителя. И через несколько минут точно так же епископ прочитает евангельское повествование, и мы, как и древние христиане, воспоем этот чудный гимн, «увидев воскресение Христово, поклонимся святому Господу Иисусу».
То, что празднование воскресения Христова повторяется уже двадцать веков каждый первый день недели свидетельствует о том, что это событие имеет центральное значение для нас и для всего мира. Воскресение Христово – это победа над тем, что мучит человечество, победа над смертью. Ибо, пишет апостол Павел, «через одного человека грех вошел в мир, и через грех вошла смерть» (Рим. 5:12) – и от Адама до Христа царствовала смерть и каждый человек был рабом смерти, ибо каждый жил, как приговоренный к смертной казни, не знающий точного часа исполнения приговора, но абсолютно уверенный, что этот приговор рано или поздно будет приведен в исполнение. Но сегодня, «мы празднуем – словами прп. Иоанна Дамаскина – умерщвление смерти, разрушение ада, начало нового жития», и можем воскликнуть вслед за апостолом: «о смерть, где твоя победа?!» (1 Кор. 15:55).
Тирания смерти была столь мощна, что факт воскресения из мертвых с трудом принимается человечеством. Когда апостол Павел объявил в афинском Ареопаге о воскресении, «одни насмехались над ним, а другие сказали, – мы послушаем тебя в другой раз» (Деян. 17:32). Усомнились проповеди воскресения и ученики: как сообщает нам сегодня евангелист Марк, они не поверили ни Марии Магдалине (Мк. 16:10), ни тем двум ученикам, которым Господь явился на пути (Мк. 16:13), и только лишь когда Он явился им и «обличил их неверие и жестокосердие», они уверовали и стали свидетелями, пошли проповедовать благую весть воскресения по всему миру (Мк. 16:15).
Вся последующая история христианства является историей свидетельства об истинности воскресения. Темой свидетельства пронизана книга Деяний Апостольских: «вы будете Моими свидетелями», говорит Господь ученикам (Деян. 1:8б); обращаясь с проповедью, апостолы неоднократно говорят, что «Бог воскресил Иисуса из мертвых, чему мы свидетели» (Деян. 2:32). На греческом языке слово «свидетель» – μάρτυς, и явными свидетелями воскресения были мученики, ибо идти на добровольное страдание, мучение, и убиение может только человек, убежденный, что смерти больше нет, что она навсегда побеждена. Свидетельствуя о воскресении, хрупкая Бландина «исполнилась такой силы, что палачи, которые, сменяя друг друга, всячески ее мучили с утра до вечера, утомились и признались, что они побеждены». Ее пытали, жарили на сковородке, наконец бросили на растерзание быку, но она лишь «ликовала о своем отходе и радовалась, словно приглашенная на брачный пир». Как на брачный пир шел на мучение и свт. Игнатий Богоносец, обращаясь к римским христианам: «оставьте меня быть пищею зверей; я – пшеница Божья, которую должны истереть зубы зверей, чтобы приуготовить из меня чистый хлеб Христов».
Много еще можно привести примеров того, как христиане свидетельствуют об истинности воскресения, и противопоставить их той ужасной, безутешной, трагической участи человека, которую предлагает миру атеизм. Эти примеры учат нас, что слова нашей гимнографии о том, что смерть упразднена, что ее больше нет – не красивая метафора, не поэтический оборот, а настоящий, действительный результат искупительной жертвы Спасителя, проверенный на опыте поколений и поколений христиан, ставших свидетелями этой истины.
Готовы ли мы быть свидетелями воскресения? Ведь нам также явился Христос, и как два ученика по дороге в Эммаус (Лк. 24:32), мы познали Его воскресшим в открытии Священного писания и в преломлении хлеба. Особенно тесно этот опыт познания и богообщения проходит здесь, в стенах Духовной академии. И для некоторых здесь стоящих сегодняшнее богослужение будет последним воскресным бдением в этих стенах, после чего вы будете призваны быть свитедетелями об истинности воскресения там, куда Господь пошлет вас совершать Его служение. Как Он послал своих учеников и содействовал им многими чудесами и знаменьями, так, верим, будет содействовать и каждому из нас, если только мы будем действительно проповедовать Его победу над смертью. Истинная же проповедь воскресения будет происходить тогда, когда мы будем жить так, как будто смерть действительно побеждена, а каждый день в этом мире является для нас одновременно предвкушением обещанной вечности и ожиданием радостной встречи. Тогда нам не понадобятся слова, ибо глядя на наш образ жизни, неверующие не смогут не воскликнуть с нами, «мы увидели воскресение Христово, поклонимся святому Господу Иисусу», Которому слава и держава со Отцом и Святым Духом во веков. Аминь.
Проповедь студента II курса аспирантуры Санкт-Петербургской Духовной Академии чтеца Александра Андреева, произнесенная за Всенощным бдением в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в 3-ю Неделю по Пятидесятнице, 24 июня 2017 года.