«Мы празднуем Пятидесятницу, пришествие Духа, окончательное совершение обетования, исполнение надежды, таинство, и притом сколь великое и досточтимое!» – такими словами встречает Пятидесятницу святитель Григорий Богослов1, и эти же слова, в поэтическом переложении Иоанна Дамаскина, поем и мы за богослужением этого праздника2. Итак, мы празднует Пятидесятницу, не ветхозаветную – установление закона на Синайской горе, – а новозаветную – пришествие Святого Духа в Сионской горнице. Но что это за Пятидесятница, и каковы плоды пришествия Святого Духа?
Каждый, внимательно читающий Евангелие обратит внимание на то, что апостолы во все время земной проповеди Спасителя так и не понимали, Кто́ их Учитель. Кажется, что они были не только простыми, некнижными людьми – рыбаками – они еще были на редкость недогадливыми. Господь насыщает пятью хлебами пять тысяч человек, а они беспокоятся, что не взяли хлеба в дорогу. Господь воскрешает умершую девочку, затем ребенка, по дороге на кладбище, потом, наконец, четверодневного мертвеца Лазаря, но они так и не верят в возможность Его воскресения. И даже когда Он воскреснет, они все равно до конца не поймут смысл Его крестных страданий, Его смерти и воскресения. «Господи, не теперь ли пришел час, когда Ты устроишь царство Израилево?», – спрашивали они Его, думая, что наконец-то Он станет земным царем (Деян 1:6). И вдруг, после пришествия Святого Духа, происходит невероятный переворот в их жизни. Петр открывает свои уста, и ясно и четко исповедует: «Господом и Христом сделал Его Бог, Того Иисуса, Которого вы распяли» (Деян 2:36). Петр проповедует, и только в тот день, около трех тысяч человек уверовали и крестились. А дальше последовали невероятные знамения и чудеса, все то, что обещал Спаситель перед Своим вознесением: «Именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить на новых языках; будут брать змей; хотя бы и смертоносное что выпили, не повредит им; на больных будут возлагать руки, и они будут здоровы» (Мк 16:18). Сопровождаемые этими чудесами, апостолы понесли евангельскую проповедь во все концы мира, так что исполнилось пророчество Царя Давида: «Во всю землю изыде вещание их и до концев вселенной глаголы их» (Пс 18:5).
Чем мы можем объяснить такое коренное изменение в Апостолах, которые вчера сетями ловили рыбу для пропитания, а сегодня, подобно божественным сетям, ловят людей для Царствия Божьего? Только действием Святого Духа, ибо свойство Духа такого, что как только Он почиет на человеке, Он, подобно источнику ключевой воды, бьется из него наружу и через этого человека распространяется на все окружающее. Это то, что обещал Господь своим ученикам: «Верующий в Меня не будет жаждать во век. Я дам Ему живую воду, и эта Вода будет в нем как источник, бьющийся в жизнь вечную» (Ин 4:14). Человека, на котором почил Святой Дух всегда можно узнать потому, что из него всегда изливаются наружу плоды Духа – любовь, радость, благость, кротость, воздержание. Получив эти плоды, такой человек стремиться поделиться ими с другими, потому что в нем фонтанирует этот неиссякаемый источник любви, радости, благости, кротости и воздержания. Это представлено нам наглядно на иконе праздника: в форме подковы сидят святые апостолы, на каждом из которых почивает Дух в виде огненного языка, а под ними стоит ветхий человек – греческая надпись объясняет нам, что это «космос», т. е. мир. Он держит в руках плат – в древности к святыне не прикасались голыми руками – и готов получить от Апостолов эту величайшую святыню и обновиться, стать новым вместо ветхого.
Но, скажет скептик, что нам до этого? Да, апостолы получили благодать Святого Духа, дар говорения языками, дар чудотворения, и пошли проповедовать по всему миру. Но сейчас никто не говорит языками, никто не берет змей, не творит чудеса. Но неужели это так? Неужели иссяк источник Святого Духа?
Не может быть. Святой Дух продолжает действовать в мире и сегодня, продолжает почивать в тех, кого мы называем святыми, т. е. сосудами Духа. Через них совершаются знамения и чудеса, исцеления и проповедь Евангелия. Но плоды Святого Духа доступны и каждому из нас, каждому христианину, вышедшему из купели св. Крещения. Они доступны нам за богослужением, когда мы собираемся друг с другом для совместного псалмопения и совместной молитвы, точно так же как и апостолы были собраны для совместной молитвы в Сионской горнице. Не напрасно мы начинаем нашу молитву с обращения ко Святому Духу: «прииди, и вселися в ны», с верой, что Он действительно придет и вселится в нас. А теснее всего мы можем соприкоснуться с Ним за Божественной литургией, когда, в воспоминании спасительного кенозиса Сына происходит кенозис Духа, который приходит и изобильно изливается на нас. Именно это церковь просит ежедневно у Отца в евхаристической молитве: «Ниспосли Духа Твоего Святого на нас и на придлежащии дары».
Уже через несколько дней многие из стоящих здесь выйдут из этих стен и пойдут, подобно апостолам, благовествовать Евангелие во все концы, пусть не вселенной, но нашего Отечества, и даже в некоторые зарубежные страны. Многие пойдут туда, где люди нуждаются в пастырском слове, а еще больше – в живом примере жизни во Святом Духе. В примерах радости, кротости, воздержания, любви. Чтобы быть способным проповедовать Христа распятым Спасителем и чтобы подать этот живой пример, нам нужно сначала стяжать изобильный источник Святого Духа. А стяжать его мы можем только за богослужением, когда Он приходит в ответ на нашу общую молитву. И поэтому мне бы хотелось пожелать всем тем, кто через неделю выйдет из этих стен нести пастырское служение – да и всем нам – приходить вновь и вновь в богослужебное собрание, на Божественную литургию, и черпать в ней силы для служения, найти в ней этот неиссякаемый источник Святого Духа. Приходить к источнику, и черпать из него как можно чаще, а если можно – и ежедневно, потому, что наша проповедь будет бездейственна и бесплодна без этого источника. В Нем мы найдем и радость, и упокоение во всех тех трудностях, бедах и невзгодах, которые непременно будут сопровождать каждого из нас, и каждого человека, желающего жить по Евангелию и нести в мир Евангелие. Но никакие беды и невзгоды никак не смогут нам повредить, если мы будем пребывать в Духе, жить в Духе и Духу поклоняться, веруя, по слову святителя Григория, что «Дух Святой всегда был, и есть, и будет: Он не начал и не прекратит бытия, но всегда со Отцом и Сыном вчиняется и счисляется». Ему да будет слава и чествование со Отцом и Сыном, ныне и во веки веков. Аминь.
Проповедь аспиранта Санкт-Петербургской Духовной Академии чтеца Александра Андреева, произнесенная за всенощным бдением в академическом храме в честь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова 18 июня 2016 года, накануне Недели Святой Пятидесятницы.