Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня за Божественной литургией мы слышали апостольское чтение. В нем святой апостол Павел рассказывает нам о таком душевном состоянии, как гордость.
Как и о всякой страсти, о гордости мы привыкли мыслить в отрицательных категориях, что это величайший порок, один из семи смертных грехов, корень других страстей; что гордость, по слову святого Аввы Дорофея, бывает мирской и монашеской (Прп. Авва Дорофей. Душеполезные поучения: о смиренномудрии). И это действительно так. Вспомним хотя бы библейский эпизод из книги Бытия о грехопадении Адама и Евы, где Ева через запретный плод пожелала узнать, что для нее будет являться высшее божественное знание. Гордость здесь представляется состоянием, при котором человек пытается поставить себя выше Бога, выше окружающих людей.
Всякая ли гордость в этом случае является грехом и пороком? Можно ли говорить о гордости в положительном смысле, например, о гордости за своих детей, родителей, за свою Родину, когда мы гордимся собой, своими успехами и, наконец, своей верой, верой в Господа нашего Иисуса Христа – можно ли это назвать греховной наклонностью, от которой нам нужно скорее избавляться, или здесь речь идет о другом?
Ключ к пониманию этого вопроса дает нам святой апостол Павел в сегодняшнем отрывке из послания к Галатам. Он пишет, что нам в особенности не нужно хвалиться, или гордиться телесными, земными вещами. В своем послании апостол осуждает некоторых христиан, которые хвалились обрезанием, исполнением иудейских законов, как обрядом, который, по их мнению, играет важную роль в деле их спасения. Апостол Павел тем самым наводит на мысль, что гордость, которая заключается в исполнении иудейских законов, представляет собой подмену гордости за веру в Господа нашего Иисуса Христа. Апостол выступает против гордости, касающейся внешнего, плотского, не имеющего смысла в духовной жизни. «А я – пишет святой апостол Павел, – не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал 6:14). Крест для апостола Павла выступает как главный символ веры в Иисуса Христа. И мы, взирая на пример апостола Павла, также должны гордиться своей верой, не стыдиться ее. Если необходимо, то проповедовать Слово Божие среди окружающих нас людей, наших близких; не стесняться, не быть малодушными. С другой стороны мы не должны метать бисер перед «свиньями», как об этом в Евангелии аллегорично говорит Господь. Здесь важна мера, когда уместно доносить Слово Божие людям, а когда это нецелесообразно. По возможности, мы не должны допускать, чтобы наша вера была кем-то поругана, оскорблена.
Можем ли мы гордиться нашими близкими, самими собой? Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос, нам нужно осознавать, что практически в любом проявлении наших чувств существует мера, которая и создает в нашей духовной жизни гармонию, данную нам от Бога.
Например, рассмотрим нашу естественную потребность – вкушение пищи. Представим себе две крайности. Если мы совсем не будем вкушать пищу, то нас ожидают болезни, изнеможение, и даже скорая кончина. С другой стороны, если мы принимаем приятную на вкус пищу, соответственно имеем приятные ощущения. И если мы ими злоупотребляем, то, по слову преподобного Иоанна Лествичника, у нас возникают гортанобесие, чревоугодие, сластолюбие. То же самое мы можем сказать и про гордость. Мы можем гордиться своими близкими, тем самым проявлять к ним любовь, при этом не превозносить их над другими людьми. Мы можем гордиться собой, своей честью, достоинствами, однако не искать тщеславия, превозношения, испытывать при этом радость от того, что Господь даровал нам такие дары, таланты, личные качества, которые, согласно евангельской притче о талантах, мы должны преумножать, служить ими на благо ближних.
Пусть же Господь поможет нам избавиться от подменной, ложной гордости, противной истине, и дарует нам, в первую очередь, гордость за веру, через которую, по слову святого апостола Павла, мы будем все спасены. Аминь.
Проповедь аспиранта Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Александра Хорошилова, произнесенная 24 ноября 2013 года в храме апп. Петра и Павла при СЗГМУ им. И. И. Мечникова за воскресной Литургией.