Сегодня святая Церковь предлагает нам евангельский отрывок, повествующий о чудесном улове. И мне бы хотелось обратить внимание на терпение проявленное апостолом Петром, которое не столь заметно на фоне чудесного улова. Технический прогресс за последние века дал человеку возможность с небывалой скоростью перемещаться в пространстве и обмениваться информацией и благодаря этому человек разучился ждать, а вместе с тем и терпеть. Более того, во всем круговороте событий все труднее и труднее не поддаться этой гонке, которая, по сути, является погоней за смертью. И в этом круговороте у человека все меньше и меньше времени для молитвы.
Как указывает блаж. Феофилакт, ап. Петр не возмутился, когда Спаситель влез в его лодку и повелел отплыть, и еще более проявил смирения и терпения, когда ему было велено закинуть сети после безрезультатного труда всю ночь. За такое терпение Бог сподобил ап. Петра благодати. Об этом свидетельствуют как сам чудесный улов, так и слова ап. Петра, который восклицает: «выйди от меня ибо я человек грешный» (Лк. 5:8).
За терпение Бог нас одаривает настолько, что мы не способны все вместить и этот преизбыток изливается и на наших ближних. Об этом излиянии любви Христос указал в Своей беседе с самарянкой «о воде живой». О той воде, которая способна превратить жаждущего человека в источник воды. Именно такая перемена и является спасением или обожением.
Однако восхождение в эту меру происходит ни как иначе как через терпение. Христос, обращаясь к Своим ученикам, говорит: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19). Святой же пророк Давид свидетельствует: «Терпя потерпех Господа и внят ми, и услыша молитву мою» (Пс. 39:1).
Терпение – это то, чего весьма недостает современному человеку. Рекламные щиты, заголовки в СМИ и само общество на каждом углу обещают человеку все блага – здесь и сейчас. Этим «здесь и сейчас» подменяются истинные ценности, о которых говорил Христос, и свидетельствовали святые. Сегодня мы можем наблюдать как происходит смена направления вектора человеческого бытия. Если христианство говорит нам о том, что здесь и сейчас происходит наше спасение и потому необходимо здесь и сейчас отказаться от всего лишнего и второстепенного, то «здесь и сейчас» современного человека призывает к тому, чтобы мы тратили драгоценное время на удовольствия, поскольку живем только здесь и сейчас. Современный человек, сталкиваясь с проблемой смерти, предлагает давно не новое решение: «ешь, пей, веселись ибо завтра умрешь».
Эта смена вектора бытия приводит к тому, что человек постоянно хочет видеть результат своего труда здесь и сейчас, и когда результат отодвигается на некоторый промежуток времени, или не столь очевиден как хотелось бы нам, начинается ропот на Бога, поскольку Его планы не вполне совпадают с нашими. В связи с этим весьма знаменательно то обстоятельство, что ученики трудились всю ночь и ничего не поймали, но при этом по слову Христа все же закинули сети и не остались без награды.
Технический прогресс за последние века дал человеку возможность с небывалой скоростью перемещаться в пространстве и обмениваться информацией и благодаря этому человек разучился ждать, а вместе с тем и терпеть. Более того, во всем круговороте событий все труднее и труднее не поддаться этой гонке, которая, по сути, является погоней за смертью. И в этом круговороте у человека все меньше и меньше времени для молитвы.
В связи с этим приобретают все большую актуальность слова некогда обращенные Богом к человеку: «Остановитесь и познайте, что Я — Бог» (Пс. 45:11). Вступление в диалог и мимолетное познание Бога не возможно. Бог требует от нас не какую-то часть времени, но Он хочет, чтобы все наше бытие было пронизано Им. Иными словами Бог не хочет, чтобы наша жизнь лишь по касательной приобщалась к Его бытию, но желает стать центром всей нашей жизни.
Всякий раз произнося слова молитвы Господней: «Да будет воля Твоя», мы должны помнить, что этими словами мы подтверждаем свою готовность терпеть все скорби, которые выпадут на нашем пути. Мы должны помнить, что этими словами мы все свое бытие вручаем Богу, и с момента их произнесения именно Он должен распоряжаться нашим временем, способностями и даже самой жизнью.
Проповедь аспирнта I курса Санкт-Петербургской православной духовной академии Копцева Александра произнесеная 6 октября 2013 г.в Иоанно-Богословском академическом храме на Божественной литургии.