Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие отцы, братья и сестры, завтра святая Церковь чтит память преподобного Силуана, старца Афонского.
В Церкви есть такие люди, которые опытным путем познали тайну богообщения – святые люди. Они часто неприметны для мира: скромные, часто находящиеся в уединении от мира, пребывающие в молитве и посте. Внешнему человеку зачастую бывает очень трудно понять, что же происходит в душе такого молитвенника, который главной целью своего бытия поставил общение с Богом. Но именно через общение с Господом и преображается жизнь святого. И в ответ на это стремление, Бог дарует ему внутреннее блаженство, и тогда человек, живя здесь на земле, одновременно прикасается к вечности. Одним из таких созерцателей божественных тайн и был преподобный Силуан Афонский.
Симеон Антонов – так звали преподобного старца Силуана в миру, родился в обычной крестьянской семье. Он с детства стремился к Богу, желая принять монашеский постриг. Но его путь в монастырь был тернистым и полон испытаний. В какой-то период его жизни грехи молодости взяли над ним верх. Однажды, во сне к нему явилась Пресвятая Богородица и призвала к чистоте. Симеон понял, что своими грехами он оскорбляет Бога и Матерь Божию и он решительно отказывается от своей прошлой жизни. И когда он станет уже монахом, то будет часто вспоминать о том, как Господь простил ему эти грехи, помиловал его. С этой благодарностью к Богу преподобный Силуан будет жить все оставшиеся годы на земле.
Симеон принимает монашеский постриг на святой горе Афон с именем Силуан и ведет там строгую аскетическую жизнь. За его подвиги Господь награждает старца Силуана благодатным состоянием и пламенной любовью. Но через какое-то время Господь отнимет у старца этот дар. Более пятнадцати лет монах Силуан будет находится в поисках Бога. Его душа прикоснулась к Божией благодати, насладилась подлинной радостью и любовью, истинной жизнью в Духе Святом. И теперь душа старца Силуана не может удовлетвориться всем тем, чем живет мир. Монах Силуан продолжает вести аскетическую жизнь: непрестанно молиться, совершать поклоны, соблюдать строгие посты. И при этом он не может понять, почему Бог не открывается ему, почему он не переживает того благодатного состояния, которое он переживал ранее? И вот, после долгих лет слезных молитв и поиска Бога, ему было дано откровение свыше: «держи ум свой во аде и не отчаивайся».
Когда преподобный Силуан начал на практике испытывать такое состояние, в котором считал себя хуже остальных, то к нему вернулась Божия благодать. Если мы обратимся к житиям многих подвижников, то увидим, что они стали великими святыми, потому что имели такие мысли и размышления, над которыми внешний человек даже и не задумывается. Эти подвижники истинно считали себя хуже остальных, они постоянно твердили, что все спасутся кроме них самих. Такие помыслы являются губительным средством для многих грехов и страстей, которыми страдает человек. При таком состоянии человек начинает разочаровываться в своих силах, он понимает свое бессилие перед Всемогуществом Божиим. Видение своих грехов и упование на всесильную помощь Божию сделали преподобного Силуана вместилищем Святого Духа. В таком состоянии старец непрестанно повторял о благости и милости Божией, он говорил о том, что Бог всех нас любит и ни за что даёт Свою благодать.
Таким образом, нужно не просто отказаться от тех мнимых благ, которые всем нам предлагает этот мир. А для преуспеяния в духовной жизни необходимо научиться лишь одному состоянию – глубокому смирению. Нам необходимо понять, что мы нисколько не лучше остальных людей. Но для того, чтобы достичь этого состояния потребуются долгие годы упорных подвигов и слёз. И если человек достигнет этого состояния, то в нем уже не задержаться эгоизм и лукавство. Внутри такого человека будет находиться благодать Духа Святого. Такая личность прежде всего будет думать о других людях, в особенности о тех, которые не знают Бога. Такая душа будет сетовать о них и горячо молиться Богу. И Господь будет принимать такие молитвы и отвечать на них, потому что источает их сердце любящее.
Хотелось бы всем нам пожелать приобрести эту жажду Бога, чтобы мы не останавливались на достигнутом. Иначе, если нас устраивает наше состояние как христиан, и мы не стремимся к большему, то это остановка есть начало падения. Поэтому жажда Бога, познание Бога бесконечны, и по словам Иоанна Богослова: «Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин 3:2). Поэтому таких святых, которые молитвой достигали Бога, мы и называем преподобными. Преподобный Силуан нас учит восходить от образа к подобию. Будем молиться, чтобы эта жажда не иссякала в нас, и чтобы мы достигли этого подобия и соединились уже навечно с Богом в Его Царстве. Аминь.
Проповедь студента 4 курса бакалавриата чтеца Александра Простякова, произнесенная за всенощным бдением в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова 23 сентября 2017 года.