Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
В этот праздничный вечер мы вновь и вновь молитвенно прославляем самое главное событие новозаветной истории, даровавшее человеческому бытию подлинный смысл – Воскресение Христово. Христианское богословие использует порой абсолютно нелогичные для человеческого разума понятия: оно говорит о «рождающих неплодах», о «бессеменном зачатии», о «приснодевственном рождении», о Триедином Боге, о Боговоплощении, о крестных страданиях Самого Бога, и даже, казалось бы, о самом невозможном с человеческой точки зрения – победе над смертью. Но что «невозможно человекам, – говорит Священное Писание, – то возможно Богу» (Лк 8:18). Не трудно догадаться, что все это не мог придумать даже самый утонченный человеческий разум без особого Откровения свыше. Другими словами, все эти понятия присущи более совершенному Разуму, открывшему Себя падшему человеку.
Но здесь возникает резонный вопрос: а как все это соотносится с нашей современной жизнью и как все это применить в настоящем дне? Не есть ли все, о чем говорилось выше, неким отдаленным от нашего понимания знанием, скрывающим за собой множество нюансов и никак не поддающимся полному человеческому осмыслению? И ответ мы находим именно в этом «нелогичном» богословии: все перечисленное выше человек может познать, но не интеллектуально, а опытно – через живое общением с Самим Богом. И орудием такого познания является наша вера.
Что же такое вера, и что отличает верующего человека от неверующего? Священное Писание дает определение этому понятию, говоря, что «вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр 11:1), а также прибавляет, что вера – один из критериев нашего спасения, ибо без веры «угодить Богу невозможно» (Евр 11:6). А во множестве описанных в Евангелии исцелений, совершенных Господом, мы можем увидеть некую объединяющую их черту: неслучайно Господь всегда говорит исцелившемуся «иди, вера твоя спасла тебя» (Мф 9:22; Мк 5:34; Лк 8:48).
Таким образом, в этом мы усматриваем глубокое значение веры в деле спасения человека. Но как оценить наш уровень веры, и понять, соответствует ли он, должному уровню веры христианина? Ведь христиане должны не только сами гореть пламенем Христовой любви, но возжигать этот душевный огонек у всех, кто будет встречаться на пути. И здесь Церковь дает нам подсказку удивительными словами апостола Павла: «а, если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:17). То есть самое главное в нашей православной вере – это Воскресение Христово, от которого произошло и наше спасение.
Для нас, пришедших в этот святой вечер в храм, и молитвенно воспевающих Христово Воскресение, может показаться, что все это мы «исполняем от нашей юности», но давайте особо заострим внимание на нашем отношении к этому святому дню. Ведь, к сожалению, часто у людей этот день от будней отличается только по своему названию. А ведь именно воскресенье, по заповеди Господней, должно быть отличным от всех прочих дней нашей недели, прежде всего особым духовным настроем, готовностью к подвигу, и расположением нашего сердца на добрые дела.
Через несколько мгновений мы вновь услышим удивительные слова благой вести о Воскресении Господнем и явлении Его Своим ученикам, о том, как они, наставленные Спасителем, идут с абсолютно нелогичной для этого мира проповедью о спасении человечества, и как Господь, содействуя им, подкрепляет их слова такими же нелогичными и невозможными с человеческой точки зрения знамениями и чудесами.
Давайте обратим особое внимание, прежде всего на то, как ученики Христовы принимают эту благую весть о Воскресении Богочеловека от уже уверовавших свидетелей этого чуда: ведь не все сразу уверовали в действительность Воскресения Христова, пока Сам Господь не явился всем ученикам, возлежащим на вечери, и укорил их за неверие и жестокосердие. И ангел Божий, по слову Священного Писания, отваливший камень у гроба Господня, поможет и нам, по мысли игумена Никона (Воробьева), «отвалить камень нечувствия от сердца нашего».
Дай Бог, дорогие братья и сестры, и нам, как ученикам и последователям Спасителя не получить укор от Него за холодное отношение к самому главному человеческому празднику на земле – празднику, когда мы по слову преподобного Иоанна Дамаскина «смерти празднуем умервшление, адова разрушение, и иного жития вечного начало». И все это возможно только в свете Светлого Христова из гроба Восстания. Аминь.
Проповедь студента I курса магистратуры церковно-практического отделения чтеца Алексея Сартакова, произнесенная за всенощным бдением в академическом храме Двенадцати апостолов 25 ноября 2017 года.