Дорогие отцы, братия и сестры! Сегодня Святая Церковь предлагает нам евангельское чтение о явлении Воскресшего Господа Своим ученикам, а также о важных словах и действиях апостола Фомы. Когда после воскресения Христос явился в собрании учеников, Фома не был с ними. Спустя небольшое время апостолы, встретив его, сказали ему: «Мы видели Господа!» (Ин 20:25). Но Фома отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин 20:25).
Апостолы хотели донести до своего брата эту радостную весть, но в ответ слышат недоверие. Однако, взглянув на страницы Священного Писания, мы увидим, что и прочие апостолы не сразу поверили вести о воскресении Христа. Не поверил словам мироносиц апостол Иоанн, и лишь побежав вместе с Петром ко Гробу Спасителя, «увидел, и уверовал» (Ин 20:8). Еще более показательный пример приводится в Евангелии от Луки. Когда Лука и Клеопа, встретив по дороге в Эммаус Господа, вернулись с этой вестью к ученикам, то и от них услышали, «что Господь истинно воскрес и явился Симону» (Лк. 24:34). Но буквально тут же им явился Христос и «они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа» (Лк 24:37). Как все апостолы испугались и разбежались, когда их Учителя вели на смерть, так они тревожились и сомневались и при вести о Его воскресении. Кто-то больше, кто-то меньше. Таким был и апостол Фома. Сомневаясь, возможно, больше других, он, однако, не отступает и не покидает собрание апостолов, но остается и ждет уверения.
И вот собранным в горнице ученикам является Христос. Он приветствует их и обращается к апостолу Фоме с повелением сотворить то, что тот желал и поведал апостолам. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Фома желал удостовериться в воскресении: он получает несравненно высшее удостоверение, при котором уже на удостоверение в воскресении не обращает внимания. “Господь мой и Бог мой!” восклицает Фома».
Но действия апостола Фомы, лишь одна важная часть отрывка, второй же являются слова Христа: «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин 20:29). О ком же это говорится? Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Это ублажение, братья, относится к нам, – не удостоившимся Его зреть, но уверовавшим в Него». Но это не означает, что мы блаженнее апостола Фомы. Одного того, что мы крестились, поверив в Господа, недостаточно, чтобы так себя именовать. «Вера без дел мертва» (Иак 2:20), – говорит апостол Иаков, поэтому, если наша вера не подкреплена делами, то мы не только не блаженны, но становимся, как «окрашенные гробы» (Мф 23:27). Пример этих дел веры являет нам как раз апостол Фома. Как в Луке и Клеопе, узнавших Христа после беседы с Ним и говоривших: «Не горело ли в нас сердце наше» (Лк. 24:32), так и внутреннее напряженное ожидание Фомы, а также явление и слова Христа, разожгли в его сердце огонь веры. И он очищенным сердцем увидел не просто Учителя, но Бога. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8), – говорит Господь, но имеем ли мы эту чистоту сердца, уготовляем ли мы его для встречи с Богом? Апостол Фома, проявил дерзновение, желая прикоснуться ребрам и ранам Господа, мы же, имея возможность причащаться и вкушать Тела и Крови Христа, приступаем ли к ним как можно чаще? Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Блаженны вы, видящие Его при каждом нашем собрании здесь, когда вы и очами усматриваете Его, и устами лобзаете, и зубами вкушаете».
Апостол Фома всю свою жизнь горячо проповедовал Христа даже до мученической смерти. Он являл собой свет миру делами и сердечной верой, передавая людям свой живой опыт. Так надлежит и нам, призванным быть светом этому миру, не просто сообщать друг другу и миру весть о воскресении или выкладывать посты на стену в социальных сетях, но всей своей жизнью свидетельствовать об этом. Будем же молиться святому апостолу Фоме, чтобы он помог нам через участие в Таинствах, молитву, дела любви и милосердия очистить свое сердце, достигнуть вечного блаженства, и сделаться пламенными светильниками возвещающими миру: «Вера и проповедь наша не тщетна, ибо Христос воскрес». Аминь.
Проповедь студента II курса Церковно-практического отделения магистратуры чтеца Андрея Смирнова, произнесенная за Божественной литургией в академическом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Неделю 2-ю по Пасхе 8 мая 2016 года.