В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали повествование о начале проповеди Христа. Господь выходит на проповедь, но Он идет не в Иерусалим, а в Капернаум, в пределы Завулоновы и Неффалимовы. По сути, Он пошел проповедовать к тем, кто в тогдашнем иудейском мире считались почти язычниками.
Начало проповеди именно в этом месте не случайно, это, как пишет апостол Матфей, произошло «да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф 4:14-16).
И вот Сам Христос пришел в мир просветить нас и освободить от тьмы грехов. Свет невозможно не заметить, особенно во тьме, но ведь есть люди слепые, которые не видят вообще. Такими людьми, но в духовном плане, часто оказываемся и мы. Хотя и были просвещены в святом Крещении, но при этом часто мы не ухаживаем за душевными очами и потому слепнем. Что же есть наши духовные очи? В нагорной проповеди Христос говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5:8). Сердце – вот наши очи духовные, но в нынешнее время мы все чаще и чаще относимся к этому с равнодушием: зачем очищать сердце и вести духовную жизнь, ведь сколько его не очищай, человеку невозможно увидеть Бога. Да, самим нам это невозможно, но возможно Богу. Мы должны хотя бы стараться исправиться, но при этом не забывать просить Господа очистить нас от духовной слепоты, как Его просил иерихонский слепец и получил исцеление.
Для очищения сердца мы должны творить добрые дела, стараться как можно меньше допускать в душу греховных помыслов, исправлять греховные привычки, которые как пелена затягивают духовные очи. К тому же, безответственное отношение к духовной жизни вступает в противоречие со словами Христа – Истинного Света, Который и о нас сказал – «Вы – свет мира» и «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5:14,16). Но если слепец никогда не видел света, то как он может нести его в мир, как он может говорить о том, чего никогда не знал и не видел? И если мы, будучи всё также слепы, начнем нести наш «свет» в мир, то не будет ли он тьмой, как сказал про это Христос: «Если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф 6:23).
Все мы не только призваны принять Свет Христов в нашу жизнь, но и сами призваны быть светильниками. В частности мы, как учащиеся духовных школ, в особой мере призваны к этому, ведь здесь мы получаем богословское образование, которое нам необходимо для просвещения народа Божия. Но богословские предметы сами по себе не делают наше сердце чище. Пятерка по нравственному богословию или аскетике не означает, что мы достигли святости и уже стоим одной ногой в раю, часто все бывает с точностью наоборот. Соблюдение в чистоте своего сердца своих духовных очей оставлено на нас самих, и если мы будем пренебрегать этим, то какой свет мы понесем, как пастыри, в мир? Как сказал один священник, «вы – будущее Церкви, а теперь подумайте, какое у нее будущее, если будущее – это вы». Эти слова, наверное, слышали многие студенты нашей академии, но задумывался ли кто-то над ними действительно всерьез? К чему идем мы сами на нашем жизненном пути, и к чему мы будем вести свою паству? Дай Бог, чтобы на этот вопрос в нашей душе всегда был нелицемерный ответ – «ко Христу» – ответ, который бы придавал нам еще больше сил для служения Богу и Церкви. Аминь.
// Проповедь студента 4 курса бакалавриата Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Андрея Смирнова произнесенная за Божественной литургией в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Неделю 31-ую по Пятидесятнице 26 января 2014 года