Чтец Антон Афанасьев: «Пресвятая Богородица, спаси нас!»

Чтец Антон Афанасьев: «Пресвятая Богородица, спаси нас!»

Сегодня мы с вами молимся перед образом Пресвятой Богородицы, просим у Нее помощи. Но какой именно? И в каких случаях нам следует обращаться к Богоматери? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к истории первых веков христианства и постараемся там найти семена, от которых произросло благосеннолиственное древо акафистных и молебных пений, обращающих к Пречистой Деве человеческое сердце, испрашивающее от Нее помощи во многих приключениях этой временной жизни.

Простые, быть может, малообразованные люди, ставшие первыми христианами, жили в те времена, когда правители-язычники преследовали их за веру в воплотившегося Господа. Эти христиане не имели такого обширного пласта богословия, который был разработан в последующие века, и которым сегодня можем беспрепятственно пользоваться мы. Давайте представим, что такого простого человека, уличенного в исповедании христианства, хватают римские воины и отводят во дворец префекта. Этот префект – интеллектуал, искушенный в писаниях мудрецов и философов, кроме того он отлично помнит события последних лет, и, в особенности, историю и обстоятельства казни одного иудея по имени Иисус, вокруг личности Которого было так много скандалов. И вот перед правителем, в присутствии палача, поставлен очередной последователь новой ереси иудейского толка. Теперь обратимся к тому, что происходит в душе этого христианина, оказавшегося перед лицом смерти. Ему предлагают отказаться от его мнимого Бога, Который был убит на Кресте, затем Тело Его при помощи фальсификации украдено из могилы, а всем окружающим объявлена невероятная ложь: «Христос воскрес! Он – Бог!»

Что остается делать необразованному простолюдину, стоящему перед кажущейся безукоризненной аргументацией в пользу бессмысленности всех его убеждений, да ещё и приправленной изящными риторическим фигурами, облачающими светлую Христову истину в черные одежды невежества? Здравый рассудок подсказывает, что нужно сохранить свою жизнь. Страх перед возможными мучениями усиливает это суждение, а недостаток времени на раздумья окончательно подписывает решение: отречься от Христа.

Есть лишь одно средство подавить в себе такие мысли в страшный момент выбора – это вера. Только твердая вера может закрыть рот разуму, цепляющемуся за эту жизнь всеми возможными способами. Но, как кажется, и эта вера будет без труда нейтрализована, если христианин вспомнит, как повели себя апостолы в момент, когда Равви был отнят от них, как они не справились со страхом, несмотря на то, что Христос учил верить всегда, что бы ни случилось. Так, может быть, и этому христианину сейчас позволительно откреститься от своих заблуждений и признать правоту господина управителя? Ну, посмотрите, он – христианин, а ему и сослаться-то не на кого, кто бы до конца остался верен Господу Иисусу Христу! Сейчас отрекусь, а потом, когда времена полегче настанут, уж как-нибудь решим вопрос об отпавших, оправдаемся как-нибудь.

И всё это было бы верно, если бы не один единственный человек, такой же простой, как и все мы, своим личным примером не разрушил до основания всю вышеизложенную многословную, но пустую аргументацию, от начала сохранив свою верность Христу, веру в Его Божественность. Это – Пресвятая Богородица, мать Господа Иисуса Христа. Вот чья жизнь дает неколебимое основание нашей вере в воплотившегося Бога.

Дева Мария родилась от простых людей, отвергла все соблазны мира, кипящего в своей злобе ко всем, кто посмеет отказаться от его прельщающих своим блеском греховных услаждений. Когда Ее Сын вышел на служение, Богородица часто обращалась к Нему с просьбами, подобающими одному лишь Богу. И даже в те минуты, когда Христос был в оплевании толпы, был бит, умучен судьями, ищущими не истины, а лишь потехи и власти, Она не усомнилась ни на миг, что сила Божия совершается в немощи, что Её Сын – истинный Бог, и сейчас Он идет неисповедимыми путями к славе Своей, не к славе от человеков, но для человек.

Именно Пресвятая Богородица Своим примером и силой Своей молитвы защитила и укрепила сотни и тысячи людей, обратившихся к Ней за помощью в решающий момент жизни. Она помогла сделать выбор нашим ближним, выбор – остаться со Христом, принять мученический венец, но не предать Господа.

Будем помнить, что и для нас времена благоденствия могут весьма скоро перемениться на годину лютых гонений. И перед таким же выбором можем оказаться мы.

К сказанному добавим, что у Богородицы мы можем и должны просить помощи, не только стоя перед императором-гонителем, но и оказавшись в любой жизненной трудности. Нам следует обращаться к Пресвятой Деве Марии точно так же, как дети обращаются к собственной матери. Мы же знаем, как в детстве, бывало, натворишь что-нибудь, об этом узнают родители, и вот, во дворе тебя уже ждет отец с ремнем в руках. И весь день к дому ни ногой. А к вечеру стоишь у калитки; темнеет, холодно стало; компания твоих дружков разошлась по домам; и ты понимаешь, что все равно придется вернуться – ведь и покушать, и поспать хочется. А наказания боишься! Остается только одно спасение – если на крыльцо выйдет мать. Ее-то точно можно будет упросить, чтобы тебя не наказывали…

А она обязательно выйдет, и выслушает, и простит, и отца уговорит смягчиться. И когда приходит желанное прощение, как сильно преображается твоя жизнь! Входишь в дом как будто в первый раз, со страхом, но уже не страхом наказания, но боязнью сделать что-нибудь неприятное близким; и думаешь: «Завтра не вернусь снова в эту компанию, ведь она лишает меня самого дорогого – тепла, доброты и согласия в родном доме!»

Но проходят годы, мы взрослеем, и, кажется, всё: ушли радостные времена детства, и некому теперь нас прощать. А ведь бывает у человека такое состояние, когда останешься один на один с собой, и спросишь: «Ну почему я такой плохой, Господи? Как хочется стать хорошим!» Но своими силами ничего хорошего сделать не получается. С другой стороны, к Богу обращаться тоже боязно; кажется, что Он скорее накажет, чем помилует, увидев все совершенные мною мерзости и пакости. И оставляем всё как есть. Тем временем в душу тихо закрадывается уныние и начинает там копошиться. Взрослея таким образом, мы перестаем быть христианами. Ибо христиане – это всегда дети Божии, и часто по немощи, по своему неразумию мы прогневляем Отца, и точно так же, как когда-то, боимся придти за прощением. Но ведь у нас есть Матерь Божия, Она всегда послушает и умолит Господа, чтобы Он простил нас. Нужно вспомнить о Ней, нашей единственной надежде, и помолиться, попросить поддержки. И непременно помощь придет, снова в душу вернутся и радость, и мир, и силы к исправлению. Нужно только верить.

И мы с вами, вместе с хором сонма мучеников, пострадавших за Христа, произнесем эти самые дорогие сердцу слова: «Много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки! Пресвятая Богородица, спаси нас!».

Проповедь магистранта Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Антония Афанасьева, произнесенная после утрени Субботы Акафиста 4 апреля 2014 года в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова


Опубликовано 06.04.2014 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter