«Сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22:19; 1 Кор 11:24). Такую заповедь, дорогие братья и сестры, оставил нам Господь Иисус Христос, совершив на Тайной Вечере установление Таинства Евхаристии. Заповедь воспоминания, напоминания себе и другим о той великой Жертве, которую Господь принес нашего ради спасения. Но мы призываемся не просто вспоминать, а подражать Христу, Его жертвенной любви в предельной самоотдаче. «Подражайте мне, как я Христу», — пишет апостол Павел (1 Кор 4:16).
Но подражаем ли мы нашему Спасителю на деле, особенно после участия в Таинстве Таинств, из которого мы черпаем силы для жизни во Христе?
Вечери, или трапезы любви, на которых первые христиане совершали Евхаристию, заключались не в насыщении, но в общении через единый Хлеб и единую Чашу. На агапы христиане приносили свою еду и свое питье, чтобы они стали общими (см. Деян 4:32). В этом общем, в этом общении имуществ, Христовы последователи видели исполнение заповеди Господней о жертвенной любви. Люди шли друг к другу в дома, чтобы отдавать, делиться тем, что у них есть, с теми, у кого этого не было. Так, из отдельных личностей они становились членами одного Христова Тела – Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью.
Но делились они не только продуктами, не только материальными благами, но, прежде всего, благами и дарами духовными, имея общение в одном Духе. Пророки изрекали пророчества, учители и богатые мудростью наставляли других, те, кто имел дар исцеления, исцеляли. Все жертвовали на благо других то, что они сами получили от Господа. Причем получили даром.
Первые христиане прекрасно осознавали, что «Евхаристия» означает не только благодарение, но и то, за что благодарят, т.е. сам благой дар, Божественный подарок. А по заповеди Господней полученное даром должно быть даром и отдано. (см. Мф 10:8). Понимали они и то, что Бог давал им просимое не только и не столько для них самих, сколько для братьев и сестер во Христе и для распространения Благой вести о наступившем уже здесь, на земле, в Церкви Христовой Царстве Божием.
Но законно возникнет вопрос: какими же дарами обладаем и, следовательно, можем делиться мы, современные последователи Христа? Да, «оскуде преподобный», по слову святого Псалмопевца (Пс 11:2). Почти умолкли пророчества, прекратилось говорение на таинственных языках, нечасто встречаются исцеления и, тем более, воскрешения. Но единственное, что Господь не отнимает и что Он вправе требовать от нас – это вера и любовь, два великих таланта, которые нуждаются в постоянном взращивании и удобрении.
Господь ожидает от нас разделения с другими именно этих даров. И в общем собрании, каким Церковь является изначально, мы просто обязаны пребывать в общении и распределении этого духовного имущества каждому по его нуждам. Сильные в вере пусть носят немощи слабых; умудренные от Господа – наставляют не только словом, но и своим примером; богатые любовью и Духом – пусть не таят их в себе, но изливают на тех, кто нуждается в них, а таковы мы все. Не грызите и не поедайте друг друга, как пишет апостол, но «любовью служите друг другу» (Гал 5:13, 15). А силы для этого служения мы черпаем именно в Евхаристии от Самого Источника этих многоразличных даров.
Но что мы можем принести в саму Евхаристию, подобно тому как первые христиане приносили плоды своих трудов на агапы? Чем мы можем отблагодарить Спасителя за Его величайший дар? Ведь мы ничего не имеем своего, но все имеем по дару от Бога. Мы приносим Богу то, чем Он Сам наделил нас: наше внимание, наше время, наши веру, надежду и любовь. Все наше естество, всего себя всецело мы должны принести Спасителю. Но принося и, буквально, раздавая самих себя, мы не только не потеряем, но, напротив, приобретем больше, чем имели до этого.
Давайте же духом и верой как свечи гореть,
Друг другу светя и сердца зажигая!
Не тратя себя понапрасну,
Всецело, всем сердцем Спасителем жить,
С любовью и радостью людям служить,
Да будем мы Богу детьми и причастники Пасхи!
//Проповедь, произнесенная магистрантом I курса Библейско-богословского отделения чтецом Антонием Ковалевичем за Божественной Литургией святителя Василия Великого в академическом храме в честь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Великий Четверг, 17 апреля 2014 года.