Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
«Кому вы простите грехи, тем они будут прощены, а на ком оставите грехи, на тех они останутся» (Ин 20:23), – слышим мы в Евангелии обращение Господа к Своим ученикам. После Воскресения Спаситель ставит апостолов вершителями людских судеб. Но можно ли это назвать даром? Ведь когда простые рыбаки стали ловцами человеческих душ, то на их плечи легла забота не только о себе, но и других людях. У них появилась ответственность. Примечательно, что Господь не сразу дал апостолам такую власть, потому что знал, что прежде чем помочь другому человеку необходимо, в некотором смысле, понять его грех и его слабость, пережить это состояние, если и не на своем опыте, то на опыте других людей. Поэтому три года Иисус посвящает тому, что вместе с учениками ходит по селениям, проповедуя жителям слово Божие, исцеляя и избавляя их от грехов. В это время будущие апостолы, научившись различать пороки людей, увидев их раскаяние, вбирают в свои души опыт Божественного Наставника.
Мы учимся в Духовной Академии. Многие из нас станут диаконами, священниками, а кто-то выберет монашеский подвиг. Кому-то из нас предстоит принимать исповеди и отпускать грехи. Но этому ли учат в Академии? Это ли главное? Нет. Главное в том, что в этих стенах каждый студент проходит свою школу жизни, открывает новые грани Божественного замысла о себе и получает богословское образование. В современном мире люди нуждаются в разумном совете и человеческой помощи. В этом наша главная миссия – не пройти мимо таких людей, не оттолкнуть их протянутые руки и вопрошающие сердца. И чтобы помочь им, прежде всего, требуется простое понимание и сочувствие. Ведь перед нами оказываются такие же люди, как и мы сами.
Нынешнее воскресенье носит имя одного из двенадцати учеников Христа – апостола Фомы, которого по неизвестным причинам не было при встрече учеников с воскресшим Спасителем. И он усомнился в словах своих друзей. Лишь вживую увидев Иисуса Христа, Фома признает Его настоящим и преобразившимся. Спаситель же Своими словами, как бы упрекает апостола: «Ты поверил, потому что увидел Меня. Блаженны те, кто поверил, не видя Меня» (Ин 20:28). Этими словами Иисус говорит о том, что вера не должна основываться только на увиденном или пережитом чуде, но, прежде всего, в ее основе должно лежать упование на слово Писания – Благую весть.
Но разве в нашей жизни не происходит чудес? Разве каждое воскресенье мы не встречаемся в этом храме и не приступаем к Святым Христовым Тайнам? Встречаемся и приступаем. И вкушая Тело и Кровь Христа, мы удостаиваемся личной встречи с Ним. Это ли не чудо? И апостол Фома, вложив свои руки в раны Учителя, узрел надежду: смерть побеждена, ад пал, а значит, мир наполнило сияние вечной жизни.
Сохраним же эту пасхальную радость о чуде Воскресения нашего Спасителя. Приступим к Святым Христовым Тайнам, не сомневаясь, но веря и приветствуя нашего Христа, восклицанием апостола Фомы: «Господь мой и Бог мой!» (Ин 20:28). Аминь.
Проповедь студента I курса магистратуры церковно-практического отделения чтеца Арсения Гревцева, произнесенная за Божественной литургией в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Неделю о Фоме, 5 мая 2019 года.