Вот уже на протяжении многих веков со страниц Ветхого и Нового Завета доносится до нас голос Божий, предлагающий задуматься и принять одну из фундаментальных формул жизни, которая гласит: «Будьте святы, потому что Я свят», – говорит Господь (Лев 11:45; 1 Петра 1:16). Но в тот же самый момент, дорогие отцы, братья и сестры, когда отеческий призыв все же коснется нашего сердца, у многих из нас возникает вопрос: «А что значит быть святым?»
Оглянувшись на многовековую историю христианства, мы увидим четкий ответ, который определяет святость, как задачу жизни каждого верующего. Святость присуща каждому из нас, поскольку мы несем в себе образ Бога, вдохнувшего в нас дыхание жизни. Святость – это не отсутствие греха, а умение в нем раскаяться и, падая, вновь подняться с колен через покаяние, чтобы продолжить стремление к Богу, решительное и бесповоротное. Святость начинается не с момента, когда мы передвигаем горы, а с момента, когда мы свою жизнь отдаем в руки Божии, имея намерение быть проводником Его благой вести.
Различая в Церкви чины святых, особое место следует отвести мученикам, жизнь которых является подвигом, запечатленным кровью. И здесь, ярким примером для нас является святая мученица Татиана, память которой мы сегодня празднуем. Очень символично, что ее имя стало венцом, украсившим инициативу императрицы Елизаветы Петровны, 25 января 1755 года подписавшей Указ об основании Московского Государственного Университета. Впоследствии это событие положило начало ежегодному празднованию Дня российского студенчества. И здесь разумно будет задать вопрос: «А почему именно мученица Татиана избрана покровительницей студенчества?» Ответ один – из-за ее жизненного пути, через который она приобрела черты характера и добродетели, необходимые как для студентов, так и вообще человека любого возраста.
Родившись в знатной семье в III веке в Риме, она получила христианское воспитание, а достигнув совершеннолетия, решила целиком посвятить себя служению Богу, став диаконисой в Церкви, оказывая дела милосердия и любви к окружающим. В 222 году, когда бразды правление в Риме перешли к Александру Северу, с очередной волной гонений на христиан была схвачена и Татиана. Все усилия со стороны мучителей склонить ее к отказу от христианства, принятию язычества, и принесению жертв оставались пустыми. По ее молитвам в плену разрушались идолы и пантеоны, изгонялись бесы. Ангелы служили ей и после очередного дня зверских мучений исцеляли ее раны. Видя ее твердость и чудеса, восхищенные мучители сами исповедовали себя христианами, за что сразу же принимали мученическую смерть от правителя. Описывая этот удивительный парадокс распространения веры, апологет и богослов раннего христианства, Тертуллиан писал: «Кровь мучеников есть семя христианства». Казненная мечом Татиана умерла, чтобы ожить вновь, со Христом, уже в Царствии Небесном, сохранив чистоту и верность своему Богу. И здесь хотелось бы привести слова преп. Силуана Афонского, которые с поразительной глубиной и красотой передают любовь души к своему Создателю: «Душа моя, Господи, занята Тобою целый день и всю ночь, я ищу Тебя. Дух Твой влечет меня искать Тебя, и память о Тебе веселит мой ум. Душа моя возлюбила Тебя и радуется, что Ты – мой Бог и Господь и до слез я скучаю по Тебе».
Вернувшись через вековые версты в XXI век и вглядываясь в пример святости мученицы Татианы, словно в зеркало, мы можем найти очень много сходств с нами. Она была так же молода, как и мы, имела родителей, любимое дело, верила Богу и искренне молилась, дышала тем же воздухом, боялась и переживала, радовалась с радующимися, сострадала плачущим. Она родилась здесь, на земле, в месте человеческого изгнания после потери нашими прародителями райского блаженства, но, услышав призвание Бога, она решила вновь вернуться в Обетованную землю, которую Христос завещал любящим Его. Не помешал этому и пронесшийся по империи гром гонений, ужас мучительных страданий не склонил юность святой к малодушию в критический момент выбора между правдой Божией и правдой человеческой. И этому стоит нам от нее поучиться.
Сейчас нас не распинают на крестах и не варят в котлах за веру Христову, но давайте задумаемся, как часто мы отрекаемся от Господа в наших буднях. Как часто мы игнорируем Евангелие, не соизмеряя нашу жизнь с тем словом, которое написано для всех времен и народов, а ведь «верный в малом и во многом верен» (Лк 16:10). Как часто мы создаем призрачных идолов наших страстей и поклоняемся им, принося к их жертвеннику наши истерзанные души. Мы все реже ищем Бога, но Бог не оставляет поиск нас, по словам английского христианского писателя К.С. Льюиса «обращаясь к человеку шепотом любви, а если он не услышан то голосом совести; если человек не слышит и голоса совести, то Бог обращается через рупор страданий».
Дорогие отцы, братья и сестры, в жизни каждого из нас был момент, когда через приоткрытую дверь к нам вошло будущее. Мы услышали внутренний природный призыв к профессии и решили связать с ней свою жизнь, поступив в учебное заведение. Однажды Бог открылся нам либо «в веянии тихого ласкающего ветра» – в ответ на наш смиренный прием Его в нашу жизнь, либо в образе «урагана», вырывающего нас из болота греха. И вот теперь мы стоим в Его доме с благодарностью и любовью. Мы молоды, полны сил и надежд, но, несмотря на нашу юность, мы не должны бояться ответственных решений, и как было сказано сегодня в послании апостола Павла к юному Тимофею, нам важно быть «образцом для верующих в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим 4:12).
Призваны ли мы на служение Богу священниками – давайте смело поднимем хоругви Имени Божия и будем верно нести Его слово; врачами ли призваны – давайте будем милосердны и жертвенны, неся жизнь на кончике скальпеля; выпал ли нам жребий нести винтовку – не будем забывать о рассуждении и великодушии; несем ли миру творчество и науку – давайте будем стараться найти следы Творца в палитре красок, звуков и формул, ведь верно однажды сказал английский физик Джеймс Джоуль: «Перед нами великое разнообразие феноменов, которые ясно свидетельствуют о мудрости и благости великого Архитектора вселенной». Каждое наше доброе дело должно быть посвящено на служение Богу. Давайте не будем забывать ту великую истину, с которой ежедневно со страниц Священного Писания обращается к нам апостол Петр: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет». (1 Петра 2:9) Аминь.
Проповедь студента I курса библейско-богословского отделения магистратуры Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Феодора Ибрагимова, произнесенная 25 января 2015 года, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице и день памяти святой мученицы Татианы, за Божественной литургией в Воскресенском Смольном соборе Санкт-Петербурга.