«Мир – это поэма Творца», – писал святитель Григорий Палама и в нем мы встречаем множество символов и образов, которые сплетают ткань мироздания. Мы видим, что символ воды и присутствие Святого Духа, пронизывает всю историю Священного Писания, начиная со времен сотворения мира.
Когда Бог создавал водную стихию, «Дух Божий носился над водою» (Быт 1:2), наполняя ее Своей животворящей энергией, но когда грех человеческий умножился на земле, вода жизни стала водой смерти, покрывшей великим потопом ветхое человечество, дав жизнь человечеству новому. Вспомним, что в купальню Вифезда, время от времени сходил Ангел Господень и «возмущал воду» (Ин 5:4), давая исцеление тем, кто входил в нее первым. Сам Христос использовал воду для исцеления слепорожденного. При рассмотрении паремий Богоявления также сразу бросаются в глаза сюжеты Священного Писания, в которых святые отцы видят прообраз Крещения. Так, при переходе евреев через Чермное море, святитель Григорий Палама указывает, что море прообразовало воду святого крещения, а облако – Святой Дух, таинственно осеняющий с небес крещаемых.
Разбирая символику воды и обряд крещения, следует отметить, что оно имеет корни восходящие ко временам до рождества Христова. «Крещение» (греч. βάπτισμα, — что означает «погружение в воду»), являлось ритуалом не только религиозным, но и светским. В античном мире, к примеру, это выражалась на бытовой сфере в принятии в дом нового раба, приобретенного на рынке. Невольника приводили домой к новому хозяину, снимали старую одежду, затем погружали в источник с водой и крестили во имя нового хозяина, чье имя он впоследствии носил. Далее его облачали в новые одежды, а старые выбрасывали в знак разрыва с прежней жизнью.
Если мы перенесемся в древнюю Церковь, то там крещение происходило во Имя Христа и крещаемый становился рабом Христовым. В дальнейшем апостол Павел в послании к Римлянам скажет, что всякий раб Христов есть воистину свободный человек, потому что Христос освобождает нас от рабства греху и смерти (Рим 6). Св. Диодох, объясняя силу крещения, говорит, что до крещения грех живет в сердце, а благодать извне действует; после же крещения, благодать вселяется в сердце, а грех влечет снаружи. Он изгоняется из сердца, как враг из укрепления, и поселяется в частях тела, откуда действует раздробленно набегами.
Крещение Нового Завета имеет глубокую связь с крещением покаяния Иоанна, который исполняя обряд, вводил человека в сообщество людей, горячо ожидающих пришествие Мессии и по сути уже готовых к принятию крещения Духом Святым. И здесь возникает вопрос: » Зачем Господу Иисусу Христу надо было креститься от Иоанна?» Ведь Иоанново крещение было крещением покаяния, которое было необходимо грешникам, а Церковь утверждает, что Христос греха не имел.
В первую очередь следует уточнить именно саму последовательность крещения Иоанном, которая заключалась в следующем: каждого кающегося Предтеча погружал в воду до шеи и держал в воде до тех пор, пока тот исповедовал все свои грехи, а по окончании исповеди допускал его выйти из воды. Обратившись к Евангелию от Матфея мы видим, что «крестившись, Иисус тотчас вышел из воды» (Мф 3:16), то есть, не исповедуя грехи. Таким образом, Христос, как Сам источник всякой чистоты и истины дал понять, что Он является безгрешным. Раскрывая вторую часть вопроса следует обратиться к Евангелию от Иоанна, где сам Креститель свидетельствует, что он «для того пришел крестить в воде, чтобы Он (т.е. Иисус Христос) явлен был Израилю» (Ин 1:31). Поразительно, что Господь является народу не как грозное Божество, нисходящее с небес в блистании молний и грохоте грома, но смиренно смешавшись в толпе кающихся грешников, как Сын Человеческий. И в момент этого уничижения происходит Богоявление, или свидетельство о Себе Пресвятой Троицы: глас Отца, послушание Сына и помазание Духом. Господь подает нам пример крещения, смирения и кротости, освятив все водное естество и взяв на Себя в Иорданских водах грехи всего человечества.
Открытие новой мессианской эры обновленного Израиля, в состав которого после крещения Господня может войти каждая личность, качественно меняет отношения между Богом и человеком. «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин 15:15). Призвание человека быть другом Божиим, ждет от него добровольного согласия. Если мы вспомним икону Пресвятой Троицы Андрея Рублева, то заметим, что четвертая сторона престола не занята, она именно для человека. На эту трапезу Лиц Пресвятой Троицы приглашен и потенциально может занять место именно человек. Здесь проявляется его свобода прийти или нет. Являясь образом и подобием Божиим, человек в крещении заявляет о своей личности в Боге, которого Он должен принять и узреть. И здесь уместно процитировать слова известного немецкого богослова Ангелуса Силезиуса, который говорил: «Для того чтобы увидеть истинный свет, каков он есть, надо самому стать истинным светом».
Дорогие отцы, братья и сестры, призыв Христа » Итак идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28:19), вот уже на протяжении столетий доносится со страниц Евангелия. Перед нами стоит непростая задача, которая заключается в помощи людям переходить Земной Рубикон сомнений и неверия и направлять их в Небесный Иордан просвещения Христова. Очень важно помнить, что мы с вами, по словам апостола Павла, являемся «письмом Христовым» (2 Кор 3:3), которое читают окружающие и делают выводы о нашей вере. Так давайте же в нашем служении будем стремиться стать хорошими учителями, которые, как сказал однажды Платон: «не пишут свое учение чернилами, которые выцветут; они пишут его в людях».
// Проповедь студента 4 курса бакалавриата Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Феодора Ибрагимова произнесенная за всенощным бдением в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова накануне Крещения Господня 18 января 2014 года