Чтец Георгий Агопов. О сотворении жены и о богозаповеданном в раю браке

Чтец Георгий Агопов. О сотворении жены и о богозаповеданном в раю браке

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня за богослужением мы слышали повествование из Книги Бытия, в котором говорится о сотворении жены и установлении одного из самых необыкновенных чудес в нашей жизни – брачного союза мужчины и женщины.

Первый человек, Адам, не имел нужды ни в чем. Творец дал ему самые лучшие условия для жизни, о чем говорит нам Священное Писание: «и насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (Быт 2:8-9). Также человека окружали другие многочисленные творения Божии: птицы, рыбы и другие животные. Однако же в жизни Адама недоставало чего-то, а точнее кого-то. Всеблагий Создатель говорит о неполноте существования человека вне общения с тем, с кем он будет равен по своей природе — другим человеком. Поэтому и произносятся слова: не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт 2:18). Следовательно, можно с долей уверенности сказать, что Адам был одинок, ведь «…для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Быт 2:20). Но не стоит соблазняться словом помощник, потому что его значение вовсе не принижает статус праматери Евы. Под словом помощник подразумевается та, которая была бы равна Адаму, то есть она не была бы его рабыней или слугой, но стала бы именно помощником, равным по природе.

Дальнейшее повествование говорит нам о чудесном сне Адама, который навел на него Господь, и во время которого была взята часть его плоти – ребро. И из него создана жена, которую Господь «…привел…к человеку» (Быт 2:22). Итак, почему именно ребро? В чем была необходимость создания жены именно из части плоти Адама? Творец по своему благому волеизъявлению соединил Адама, созданного из земли, и Еву, созданную из части Адама, и привел их к единению друг с другом. Размышляя об этой великой тайне, святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что Адам «…будучи одинок, нуждался в помощнике, который бы имел одну с ним природу…».

Таким образом, можно сказать, что смысл творения помощника – общение, совместная жизнь равных по природе людей и, даже более того, дополнение друг друга в союзе, начальником которого является Бог. Это подтверждается словами самого Адама, когда он, увидев жену, восклицает: «…вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей…» (Быт 2:23). Необходимо помнить, что Адам не имел опыта общения с другими людьми и вот, он видит другого человека непросто одинакового с ним по природе, но который также и отличается от него особыми, данными лишь ей, женщине, свойствами. Также единство мужа и жены подтверждается дальнейшими строками библейского повествования: «потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт 2:24). Эти слова говорят о том, что муж и жена являют собой теснейшее родство плоти и духа, и это родство настолько чудесно и невообразимо, что они уже не представляют собой двух разных людей, но являют собой новую, единую плоть и это теснейшее родство именуется браком.

Брак являет собой не простую юридическую формальность, не договоренность двух людей на согласие совместной жизни и формирование общего капитала, а являет собой самую настоящую тайну, которую совершил Творец. Конечно же, подлинный брак трудно представить без любви друг к другу и к своему Создателю. При желании вступления в брак именно любовь должна иметь первенствующее положение, а никак не рождение детей или просто совместное ведение дел. Эти составляющие, безусловно, важны, но они не должны становиться единственной целью брака. В подтверждение этой мысли хотелось бы привести замечательные слова митрополита Антония Сурожского, который называет любовь созерцательным состоянием, «…при котором человек, глядя на другого, видит в нем, за пределами его внешних черт, невзирая на звуки его голоса, невзирая ни на что, какую-то глубину, которая является для него иконой, которой для него является красотой». Помня о великой милости Господа к нам, созерцая плоды истинной любви, которыми являются все человечество, как потомство Адама и Евы, и, умножая эту любовь между нами самими, прославим и возблагодарим нашего человеколюбивого Творца, сохраняя дар Его любви в наших сердцах. Аминь.

Проповедь студента I курса магистратуры церковно-практического отделения чтеца Георгия Агопова, произнесённая за Литургией Преждеосвященных Даров в академическом храме Двенадцати апостолов в пятницу первой седмицы Великого поста, 23 февраля 2018 года.


Опубликовано 23.02.2018 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter