Чтец Григорий Бринзей. Богословие образа

Чтец Григорий Бринзей. Богословие образа

Дорогие братья и сестры, почитание Пресвятой Владычицы нашей Богородицы всегда занимало особое место в жизни верующих, и история является тому свидетельницей. Сколько раз Она оберегала от вражды и раздора, скольких Она объединила вокруг Себя, сколько мы прибегали к Ней за помощью!

Ей посвящено множество литургических гимнов и молитв: «О крепость моя, – взывает прп. Ефрем Сирин, – О непостыдная надежда! <…> О Матерь Божия, превысшая всякого ума и слова! <…> Тебя, Владычице, прошу, Тебя умоляю, милосердную и человеколюбивую Матерь, защити меня нуждающегося в Твоем покрове и в Твоей помощи».

Сегодня Святая Церковь молитвенно чтит образ Божией Матери «Знамение». Впервые на Руси, это наименование было усвоено в конце XII века иконе Пресвятой Богородицы, находившейся в Великом Новгороде, и связывается оно с историческим событием, произошедшим 25 февраля 1170 г.: чудесной победой войска новгородцев, объятых великим страхом и искавших себе спасения в горячей слезной молитве, против союзного войска удельных русских князей, под началом великого князя Суздальского и Владимирского Андрея Боголюбского. В месячной минее это событие носит имя «Знамения Пресвятыя Богородицы, бывшего в великом Новограде».

Известны также и другие иконы Божией Матери «Знамение»: Абалацкая, Верхнетагильская, Серафимо-Понетаевская, Курско-Коренная и другие, – все эти иконы писались по образцу Новгородской, чего нельзя сказать о Царскольсельской иконе «Знамение», которая имеет свою особую историю происхождения.

Когда и кем она была написана – неизвестно, но предание сохранило, что в Россию она была привезена Константинопольским Патриархом Афанасием III в 1653 году, а затем подарена царю Алексею Михайловичу. Впоследствии, Царскосельский образ Божией Матери стал родовой иконой дома Романовых, и с 1946 года находится в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова нашей Духовной Академии.

Этимология слова «знамение» напрямую связана с глаголом «знать», а индоевропейское ĝen – «знать», в свою очередь, тождественно индоевропейскому слову ĝen – «рождаться, рождать» от которого оно и происходит. Таким образом, понятия «рождаться» и «знать» составляют смысл слова «знамение».

Тип иконографии «Знамение» — это наиболее богословски насыщенный иконографический тип и связан он с темой Воплощения. В основе иконографической схемы лежит два текста. Первый – из Ветхого Завета – пророчество Исайи: «Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил» (Ис 7:14). Второй – из Нового Завета – слова Ангела в Благовещении: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1:35). В этих словах открывается нам тайна Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы, рождение Сына Божия от земной женщины.

На иконах «Знамение», Пресвятая Богородица изображается молящейся с воздетыми к небу руками. На уровне груди расположен медальон с изображением Спаса Эммануила, находящегося в лоне Матери.

Воздетые к небу руки Девы Марии распахнуты навстречу Тому, Кто выше всей вселенной, и в тоже время они благословляют молящихся, свидетельствуя о Ее заступничестве пред Богом. Это очень древний молитвенный жест: подобным образом и Моисей возносил руки к небу, когда израильтяне сражались с амаликитянами, и до тех пор, пока руки его были подняты, израильское войско одолевало врага. Более того за каждой Божественной Литургией предстоятель возносит руки вверх во время соответствующих моментов евхаристического канона.

Такое соединение фигур Богоматери и Богомладенца раскрывает перед нами одну из величайших тайн: рождение Бога во плоти, становлении Марии Богородицей через Воплощение Логоса. Ирина Языкова пишет: «В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах которой Духом Святым зачинается Богочеловек».

Дорогие братья и сестры, мы прекрасно помним, что Ева впала в преступление, и через нее, послужившую змею против прародителя, смерть вошла в мир. Совсем иное поведение у Марии, которая была послушна воле Божией, которая обманула змея, обманувшего нас, и ввела в мир нетление. Поэтому непрестанно будем благодарить Царицу Небесную, прибегая к ее иконам и обращая свои сердца к Ней за то, что Она явилась такой готовой на покорность воле Божией, что родила, вскормила, воспитала Избавителя мира, и что в невидимой брани нашей никогда не оскудевает Ее предстательство и помощь.

Проповедь студента II курса церковно-исторического отделения магистратуры чтеца Григория Бринзея, произнесенная за Божественной литургией в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в день празднования иконы Божией Матери «Знамение» Царскосельская 10 декабря 2015 года.


Опубликовано 10.12.2015 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter