Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, cегодняшнее богослужение объединило нас в молитве для того, чтобы мы единым сердцем прославили Воскресшего Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и стали причастниками события, описанного в отрывке из Евангелия, который мы вскоре услышим.
Воскресение Христово является самым великим и самым значимым событием в истории человечества. Оно стоит подобно краеугольному камню в основе нашей веры и оживотворяет все наши упования и духовные стремления. Как и Апастол Павел говорит: «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1Кор. 15: 14).
Святое Предание Церкви доносит до нас жития бесчисленных святых, которые с помощью Божией Благодати смогли преодолеть страдания, тяжесть и горечь трудов, и победили греховные треволнения мира благодаря своей твердой и живой вере в то, что смерть станет для них ничем иным, как переходом в вечную и немеркнущую Пасхальную радость Воскресения Христова.
Мы тоже знаем об этой радости, хотя и отчасти. Когда празднуем Святую Пасху. После должной подготовки и правильной духовной работы, мы встречаем Воскресшего Христа, и переживаем радость, подобно той, что испытали святые жены мироносицы, встретив Воскресшего Спасителя возле Его гроба. И все же, здесь, в этом мире, мы празднуем Святую Пасху очень недолго. Вскоре нас посещают скорби и испытания. Но после смерти, в ином мире, где царствует Спаситель, Пасха будет длиться вечно, и не закончится во веки веков.
Как же возможно нам иметь такую же живую и всепобеждающую веру в Воскресение, которой наши святые предки передвигали горы и побеждали легионы невидимых врагов? Ведь Христос вчера и сегодня и всегда Тот же. Значит и нам возможно постоянно жить в созерцании Пасхи Христовой, подобно преподобному Серафиму Саровскому в любое время с радостью приветствовать друг друга словами: «Христос Воскресе!».
Очевидно, что для того, чтобы наша жизнь наполнилась чаянием жизни будущего века и Царства Небесного, которое не от сего мира, нам нужно как бы немножко оторваться от земли, стать чуть чуть дальше от всего, что в мире, а точнее, изменить свое отношение к миру. Ведь каждая душа пришла сюда от Бога и каждая без исключения вскоре опять перейдет из мира в вечность.
Святитель Игнатий Брянчанинов сделал прекрасное сравнение нашей земной жизни с пребыванием странника в гостинице. Такой путешественник, хотя и рад дому, где остановился, но все же не обращает на него особого внимания. Он старается не истратить много денег, которые потребуются ему на путь и на содержание в том великом городе, куда он идет. Неудобства и стеснения он претерпевает великодушно, потому что знает, что они временны, и что нерушимое спокойствие ожидает его там, куда он стремится. Он не теряет времени для посторонних занятий, ведь оно необходимо для многотрудного путешествия. Всегда он погружен в размышление о прекрасной царской столице. О том, как бы лучше и быстрее попасть в нее, какие могут ждать на пути разбойничьи засады, о тех несчастных людях, которые не смогли дойти до нее, и о великой радости тех, кто успешно вселился в царский чертог.
В день Святой Пасхи мы поем: «очистим чувствия, и узрим неприступным светом воскресения Христа блистающася…». Итак, чтобы и нам увидеть свет Воскресения Христова, нужно очистить чувства от всего вещественного и временного, уподобиться Воскресшему Христу, Тело Которого, по слову блаженного Феофилакта Болгарского было духовным, тонким и чуждым всякой грубости и чувственности.
По слову нашего современника, схиархимандрита Ефрема Аризонского: «Человек, который отступает перед недобрыми помыслами, не может себя чувствовать хорошо и не сможет увидеть в душе свет Божественного Воскресения». Поэтому, желающий иметь в душе этот свет, должен постоянно с мужеством отражать и вменять ни во что недобрые помыслы. Отражая их щитом веры и мечем молитвы, призывая на помощь Имя Христово.
Пожалуй лучший пример в созерцании Воскресения Христова и веры в него нам подают святые жены мироносицы. Они были первыми, кто уверовал и оказались настолько чуткими, что при первой же встрече с Воскресшим Спасителем их словно поразила молния, они потеряли дар речи и бросились Ему в ноги. В отличие от Апостолов, у них не возникло ни малейшего сомнения. И все потому, что они были чисты сердцем и просты. Вместо сложного образа Мессии, который пытались составить для себя апостолы, эти святые жены просто любили Его. По слову схиархимандрита Ефрема, они горели ко Христу чистой духовной страстью.
Пусть же такая простая, чистая любовь ко Христу просияет в наших сердцах светом Божественного Воскресения. А ожидание вечного пасхального торжества, которое уготовал наш Спаситель всем любящим Его, укрепляет нас на нашем пути и помогает нести этот свет тем людям, которые еще не знают о нем. Пусть каждый Воскресный день, каждая Божественная Литургия, а в итоге и вся наша жизнь станет встречей и соединением с Воскресшим Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом, Которому слава во веки веков. Аминь.
Проповедь студента 4 курса бакалавриата чтеца Ильи Друганова, произнесенная в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова во время всенощного бдения в неделю 17-ю по Пятидесятнице 1 октября 2017 года.