Чтец Иоанн Сологуб. «Помышляю день страшный»

Чтец Иоанн Сологуб. «Помышляю день страшный»

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Помышляю день страшный / и плачуся деяний моих лукавых: / како отвещаю Безсмертному Царю, / или коим дерзновением воззрю на Судию, блудный аз? / Благоутробный Отче, Сыне Единородный / и Душе Святый, помилуй мя» (Седален, гл. 6).

«Всякий раз, когда подводится хронологическая черта определенного периода жизни, с особой остротой ощущается неумолимое и властное время. Сегодня мы это чувствуем особенно. В эти минуты каждый из нас, сознавая над собой действие Божественного Промысла, вспоминает «дни древние» и годы прожитые, нуждается в милости Божией, благодарит Бога и надеется на Него». Митрополит Владимир (Сабодан)

Вот наступила Неделя о Страшном суде, уже через седмицу мы вступим в святое поприще Великого поста. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, эта неделя посвящена «… Страшному суду — совершенно неслучайно, потому что мысль о предстоящем справедливом Божием суде должна помогать нам правильно устроять свою жизнь». Святая наша Матерь Церковь предлагает нам задуматься и провести анализ своей жизни. Действительно, смерть является пугающим для человека явлением, она испокон веков наводила страх и ужас, но в то же время была предметом раздумий, ей придавали различные образы. Объективное представление о смерти дало Божественное Откровение, из которого ясно, что смерть человека есть всего лишь переходный этап из временной жизни в вечную. Господь «воздаст каждому по делам его» (Рим 2:6); Праведные пойдут в жизнь вечную, а грешницы в муку вечную (Мф 25:46); «Будет плачь и скрежет зубов» (Мф 8:12), — говорит нам Священное Писание.

По учению Церкви, когда человек умирает, о нем, в качестве апелляции, очень действенны молитвы, которые возносятся здесь, на земле. Однако при наступлении Страшного суда такой возможности не будет, так как суд будет всеобщий, и спасти нас сможет только милость Божия и содеянные ранее добрые дела. Участником этого страшного события станет каждый из нас. Священное Писание говорит, что в тот день воссядет Бог на Престоле во Славе Своей, окруженный бесчисленным множеством ангелов Божиих, из-под Его Престола заклокочет и понесется огненная река, которая вольется в огненное озеро. И восстанут все люди в трепете перед лицом своего Властелина, чтобы дать Ему ответ за все совершенные в жизни дела. Тогда воссядут судьи – двенадцать апостолов, и раскроются книги, и явны будут все дела человеческие. И каждый человек даст ответ за свои дела. Тогда Бог явится как Защитник вдовиц и сирот, тех, кого оскорбляли и обижали в этой жизни. Этот последний день мы все ждем, от него мы все трепещем. Ибо кто не вострепещет, видя Бога Всемогущего, кто не вострепещет, видя Живого Бога. В этот день все зло покажется ничтожным и бессильным перед Всемогуществом Бога. Горе будет, когда Лик Спасителя будет обращен с укорением и обличением, и, напротив, благо, когда человека на Суде похвалит Сам Бог. В последний день каждый даст ответ за свои дела: там не будет адвокатов, там невозможно будет обойти правосудие, и, по выражению священника Даниила Сысоева, «там будет абсолютно чистая, абсолютная правда, которая восторжествует на веки вечные».

Кто-то может подумать, что день всеобщего суда будет еще нескоро, не наступили еще признаки Второго пришествия, что еще вся жизнь впереди. Однако Господь еще при Своей жизни земной предупреждал нас, что скоро приблизится Царство Небесное (Мф 4:17), а святой апостол Павел писал, что «день Господень … придет, как тать ночью» (1Фес 1:5), то есть неожиданно. Наша жизнь является скоротечной. Пророк Давид ее сравнивает с травой, которая сегодня цветет, а завтра уже может завянуть и превратиться в сено (Пс 102:15). Апостол Павел пишет, что истинное «наше же жительство – на небесах» (Флп 3:20). Наша жизнь – это подаренный Богом сосуд, который мы должны будем после кончины вернуть Богу, полным благих стремлений и порывов. Святейший Патриарх Алексий говорил: «Любовь, которую мы проявляем и должны проявлять по отношению к ближним нашим, является залогом Царствия Небесного». Однако добрые дела будут считаться только те, которые не запятнаны хвастовством.

Церковь в богослужении на этой неделе говорит о Страшном суде не для того чтобы запугать, но чтобы предупредить нас и стимулировать на творение добрых дел. Если же мы будем вести богоугодную жизнь, соподчинять свою волю Божественной, приобщатся Святых Христовых Таин, тогда не будут страшными смерть и Судный день. «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что уготовал Бог для любящим Его» (Ис 64:4; 1Кор 2:9), – говорит Слово Божие. Проводя праведную жизнь, «помощником и покровителем» нашим здесь и на Страшном суде станет Сам Христос, Который есть Любовь.

Пусть Всемилостивый Судья поможет нам в деле спасения, чтобы мы смогли вести жизнь во Христе, подготовится к последнему дню, чтобы мы удостоились встретиться с Господом в «объятиях Отчих» и услышать обращенные к нам слова: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф 25:34). Аминь.

Проповедь магистранта I курса церковно-практического отделения Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Иоанна Сологуба,  произнесенная в храме святого апостола Иоанна Богослова за всенощным бдением 9 марта 2013 года.


Опубликовано 09.03.2013 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter