Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
«Покаяния отверзи ми двери». Такими словами, дорогие отцы, братья и сестры, в преддверии Великого поста настраивает нас на молитвенно-духовную волну Святая Православная Церковь.
Но что такое покаяние и в чем необходимо каяться? Каждый день мы живем, проживая выделенный Богом лимит нашего земного существования. Назначенный период времени проводим по-своему, в зависимости от желаний, способностей и возможностей. И как говорит нам Священное Писание: «Нет человека, который жил бы и не согрешил». Согрешая, мы оскверняем тело, храм души. Ежедневно, из года в год грехи накапливаются, вырастая как бы в снежный ком, который в результате раздавливает под своей тяжестью самого носителя греха.
В преддверии греха диавол рисует увлекающие сознание картины. В момент реализации наступает счастливое удовлетворение. А после –разочарование в содеянном, тоска, угрызение совести и пустота. И эти чувства не равнозначны сладострастию греха, они могут длиться годами, в некоторых случаях отравляя всю жизнь.
«Грех губителен для души и наносит ей трудно исцелимые раны», – говорит нам преп. Исаак Сирин. Кровоточащая рана скверны фонтанирует в момент культивирования зла. Каждый раз совершая все новый и новый беззаконный поступок, мы словно ножом, наносим удары бессмертной душе. Одни раны не глубокие, другие же смертельно опасны. Но, как и те и другие, в независимости от тяжести их состояние, одинаково вредны. Каждая из них отзовется глухим откликом в вечности, при этом монотонно и систематично напоминая в настоящем.
«Грех справедливо может быть назван железом, рассекающим и убивающим душу», – пишет преп. Нил Синайский. Раны беззакония постоянно дают о себе знать. Они не затягиваются и не заживляются со временем. Духовный иммунитет ослабевает и человек не знает, что делать и как с этим жить дальше. Греховность отдаляет от Истины и Света в тьму холодной пустоты.
«Грех – это рана; покаяние – лекарство», – наставляет нас свт. Иоанн Златоуст. Есть один выход, и ответ на вопрос, как и чем излечиться, лежит на поверхности. Бог дает нам возможность меняться. Христос делает навстречу множество шагов, если человек предпринимает хоть малейшую попытку встать, поднять свои струпья в желание уврачевать их, с доверием вручив себя в руки Божии.
Покаяние – это путь изменение ума. Как говорит преп. Нил Синайский: «Грех обыкновенно и начинается, и снова прекращается в человеческом произволении». Покаяние – это перепрограммирование себя с греховного на богоугодное житие. Покаяние – это реанимация души. Покаяние – это ключ к двери спасения, за которой находится радость, умиротворение и Царство Благости.
Так давайте, дорогие отцы, братья и сестры, положим начало покаяния. Попросим Богородицу, чтобы Она Своими «молитвами избавила нас от всякия нечистоты». Будем надеяться на милость и благоутробие Божие, принося в период грядущей Святой Четыредесятницы плоды покаяния, ибо Господь отверз нам эти двери, а от нас нужно лишь в чистоте сердечной возопить словами пророка Давида: «Помилуй мя Боже, по велицей милости Твоей». Аминь.
Проповедь студента II курса магистратуры Санкт- Петербургской Духовной Академии чтеца Константина Марковского, произнесенная за всенощным бдением в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова 20 февраля 2016 года в Неделю о мытаре и фарисее.