Наше богословие не должно быть кабинетным. Подлинное призвание богословия заключается в том, чтобы просвещать мир этим «светом таинственного дня». И это богословие Света должно быть для нас прежде всего образом жизни, взглядом на мир, на Бога и самих себя. Наша задача вернуть человеку веру в Бога, веру в себя, веру в людей, веру в жизнь…
Только что мы с вами услышали евангельскую историю о воскресении Христом сына наинской вдовы. Христос подходит к одру умершего сына плачущей вдовы и, сжалившись над ней, одним прикосновением и словами «юноша, тебе говорю, встань» воскрешает его. И «мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх» (Лк 7:14-16).
Не было еще такого в истории Израиля, чтобы так легко воскресал человек. Да, были случаи воскрешения древними пророками, но чтобы так легко, всего лишь от одного слова, даже без просьб со стороны матери — такое чудо произошло впервые. Позднее Христос воскресит умершую дочь Иаира, а затем и четырехдневного Лазаря, сотворит множество чудес. Исполнились времена, сбылись древние пророчества – в мир приходит Мессия, Которому подвластно не только воскрешение человека. приходит Тот, Кто в дальнейшем через Свою смерть и Воскресение спасет весь мир.
С приходом в мир Христа возникает новая точка отсчета времени, наступает новое время, приходят последние времена, вместе с которыми возникает совершенно новое понимание жизни, совершенно новые отношения человека с Богом.
Теперь нищие духом и кроткие вместо сильных мира сего блаженствуют, плачущие утешаются, житейские заботы упраздняются верою. Алчущие и жаждущие правды и жизни насыщаются, больные исцеляются, ненависть к врагу побеждается любовью. Наступает время, когда мертвые могут быть воскрешены. Наступает время возможности непосредственного и постоянного общения с Живым Богом.
В ответ на это падший, погибающий мир, не терпя своего краха, из последних сил, в агонии ополчается на стадо Христово. И потому «будут гнать вас, предавая в темницы..», и преданы будете всеми … и «будете ненавидимы всеми за имя Мое». (Лк 21:12-18).
В Евангелии Христос говорит, что вход в Царствие Небесное возможен только узкими вратами, через понуждение себя. Мы все призваны Богом светить этому миру, творя дела любви и милосердия, являть дела света. Но в то же время, должны всегда задаваться вопросом, что тот свет, который должен быть в нас – не есть ли тьма? Способны ли мы светить миру, будучи не освященными сами? Способны ли мы сами светить, не увидев этот Свет? Он, Тот, Кого мы называем Свете Тихий, и только через усилие борьбы с собственными страстями (гордостью, превозношением, осуждением других, угождением плоти) мы способны увидеть Его тихие лучи.
Нас так радует солнечный свет, и, кажется, что в нем сама книга природы напоминает нам о Боге. Неслучайно, что в интерпретации святых отцов, по словам,например св. прав. Иоанна Кронштадтского, именно свет является пятой стихией, пятым элементом, который ищет человек.
Как бы ни был каждый из нас слаб и мизерен в отдельности, на всех вместе лежит отсвет – единственной в мире – Христовой любви. Именно этот отсвет «лучей оттуда», «свет незакатный», пасхальный свет, как ничто другое нужен от нас миру, погрязающему в кровавых и кошмарных событиях, торжестве зла и лжи, разгуле либеральных идей и взглядов.
Наше богословие не должно быть кабинетным. Подлинное призвание богословия заключается в том, чтобы просвещать мир этим «светом таинственного дня». И это богословие Света должно быть для нас, наверное, прежде всего образом жизни, взглядом на мир, на Бога и самих себя.
В сегодняшнем Евангельском рассказе мы слышим, как Спаситель воскресил, вернул к земной жизни человека, чтобы он в этой жизни жил и творил: не просто прозябал, а жил и творчески действовал. И нашими делами света могут быть, если только мы этого захотим искренним сердцем и приложим к тому творческое и, порой, крестное усилие, может быть возможность возвращать к жизни людей, которые для этой жизни умерли, потеряли надежду и продолжают не жить, но существовать. Нам дано творить дела любви и милосердия, являть дела света для того, чтобы возвращать к жизни тех, которые потеряли жизнь, для которых осталось одно мёртвое, серое, тусклое существование.
Вернуть человеку веру в Бога, веру в себя, веру в человека, веру в жизнь так же важно, как вернуть его к жизни, подобно чуду Христа, о котором было рассказано в сегодняшнем Евангелии.
Проповедь аспиранта Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Максима Суворова произнесенная на Божественной Литургии 20 октября 2013 года