Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня, когда мы уже находимся на половине пути по дороге к Светлому Празднику Пасхи, Святая Церковь предлагает нам для поклонения Честной и Животворящий Крест Господень.
Время поста всегда сопряжено с усиленной внутренней борьбой со своими слабостями, дурными наклонностями и множеством всего того, что мы именуем греховными страстями. И в этой борьбе, какой бы усиленной она не была, не часто получается добиться какого-то результата – разве что отрицательного, ведь когда дело переходит от слов к настоящей жизни, выясняется, что существует огромная пропасть между тем что мы говорим и думаем и тем, на что действительно способны. Когда речь идет о духовной борьбе, то ее можно наглядно представить как постоянный спор крика наших обычных желаний и влечений с тихимшепотом совести, который, на первый взгляд, кажется таким тихим и незначительным. Возможно дело даже не в том, что этот голос такой тихий, а в том, что он говорит такие вещи, которые нам просто чужды сами по себе. Если по-честному посмотреть в себя, то мне абсолютно не интересно в чем-то себя ограничивать, проявлять смирение даже перед моими друзьями и подругами, желать добра тому, кто меня постоянно пилит и просто выводит из себя своим ужасным характером, терпеть, когда обо мне говорят то, чего на самом деле нет, одним словом – мне не нужны страдания, зачем они мне, я ведь молодой, красивый, жизнь кипит, а любые препятствия на этом пути я воспринимаю не иначе как какое-то недоразумение, что-то лишнее, чему нет места в моей жизни.
Но что мы видим сегодня? Какой пример нам подает Господь? На середину храма выносится образ Распятого Спасителя для того, чтобы поддержать человека, претерпевающего «скорби постныя». Действительно, в Кресте Господнем – разрешение всех наших недоумений, связанных с необходимостью нести свой крест. Преподобный Макарий Оптинский так и говорит: «Надобно быть и на Голгофе; радости духовные без креста непрочны, да и всякому доброму делу или будет предшествовать, или последует искушение, а без того такое доброе дело прочно быть не может». В тексте Пасхального канона есть такие слова: «соввостаю днесь воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера», – но как я собираюсь говорить это Спасителю, что сраспинался Ему, если и пальцем боюсь пошевелить в этом направлении? Это, конечно, может показаться мелочью, и не стоит так сильно переживать из-за слов, но если, например, почитать древний патерик, то можно увидеть, какие, на первый взгляд, глупости вытворяли старцы, только бы избежать искушения. Это не значит что надо повторять вслед за ними, но подумать о чем есть. Пример может показаться неудачным: монахи есть монахи, у них особые требования. Может и так, но разве у нас разные заповеди? Разве у нас разные Евангелия: для монахов и для тех кто женат? У нас разве разный Суд? Разве у нас разное призвание? Поэтому, взирая на Крест Господень, этот символ бесконечной, до конца отдающей Любви, сегодня и всю следующую неделю, стоит вспомнить о своем призвании, освежить эту часть памяти, ведь возможно это и есть тот самый момент, когда Господь скажет мне: ныне пришло спасение этому дому, потому что Сын Человеческий пришел найти и спасти тебя – погибающего человека! (Лк 19:1-10). Аминь.
Проповедь студента 4 курса бакалавриата чтеца Мартина Ковалева, произнесенная за всенощным бдением в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова накануне Недели Крестопоклонной, 18 марта 2017 года.