В сегодняшнем Евангельском чтении Господь вновь напоминает ученикам о своей участи. Но как только Он окончил свою речь, двое из учеников обратились к Нему: «Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (Мк 10:37), — это были апостолы Иаков и Иоанн. Отвечая на их просьбу, Господь говорит, что они «не знают, чего просят» (Мк 10:38). И действительно, апостолы так же, как и все иудеи, надеялись узреть с приходом Мессии Царство Божие, которое Он построит на земле. Они возлагали надежды на то, что материальный мир станет тем Царством Небесным, о котором говорил Христос. А Его Самого они представляли могущественным царем того времени, сидящем на престоле, и потому сами намеревались стать Его приближенными. Для них это назначение должно было стать некой платой, наградой за признание Его Господом.
Эта ситуация свидетельствует о полном непонимании происходящего учениками, ведь Господь уже в третий раз предупреждает их о Своей грядущей смерти, говоря, что «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10:45). А им, вероятно, из всего вышесказанного запомнился лишь титул Сына человеческого. Вместо того чтобы с готовностью разделить участь Господа, они думают лишь о собственной выгоде — получить место во власти, когда Сын Божий в славе и с триумфом воссядет на престоле. Предсказание же о распятии остается в тени, смерть на кресте подразумевается ими как некий печальный эпизод, который должен незаметно пройти, после чего наступит обещанная победа. Но на самом деле эта Жертва является единственным способом изменить наш мир и осуществить переоценку системы ценностей. Сам Иисус Христос объясняет, что Царство Божие придет не подобно тому, как возникают земные царства: в ходе великих битв, сражений и разрушительных войн. Царство Божие не является чем-то материальным: «Нельзя сказать, что оно там или здесь», потому что Сам Господь говорит, что «Царство Небесное внутри каждого из нас» (Лк 17:21). В таких обстоятельствах планы учеников рушатся. Они не могли поверить, что Господь с такими намерениями ведет их в Святой город, что не настанет время их царствования, о котором они мечтали, но начнется то самое время для многих неудобоносимое, время жертвы, мученичества и искупления.
Нежелание человека полностью посвятить свою жизнь Тому, Кто ради него отдал собственную, нередко можно встретить в современном обществе. Человек настроен провести жизнь в погоне за своим собственным счастьем, в погоне за благами материального мира, оставляя в тени вопрос о смысле жизни, об истинных и вечных ценностях, и при этом не вспомнить о Боге. Личное счастье стоит на первом месте, и все должны быть задействованы в его осуществлении. Будь то родные, которое отдают последние сбережения, ради своих детей. Близкие или друзья, которые служат исполнителями как бы дружеской просьбы, надеясь на то, что и он когда-нибудь им пригодится. И даже Бог, к которому человек иногда обращается, по его мнению, обязан выполнить то, что он просит.
Мы не приучены к жертве с нашей стороны, и я не имею ввиду под словом «жертва» подаяние на храм в случае обилия своего материального достатка или помощь людям, имеющим нужду, без всякого сердечного проникновения в положение этого человека. Многие не хотят идти дальше, успокаивая себя тем, что этого достаточно для приобщения Вечной жизни. Они по заблуждению своему готовы следовать закону мнимой добродетели, откупиться лишь его исполнением, только для того, чтобы получить выгоду.
Блаженный Августин в своей бессмертной «Исповеди» сквозь века поучает нас, что если мы поставим Бога в нашей жизни на первое место, то все остальное займет свое, законное место. Ведь Господь наш Иисус Христос, совершая свой путь в Иерусалим, переворачивает с ног на голову все мирские ценности, отдавая Свою жизнь в жертву за всех. И чтобы принять Его жертву, нам остается одно — полностью следовать за Ним.
Проповедь студента 3 курса бакалавриата чтеца Матфея Шутко, произнесенная за Божественной литургией 17 апреля 2016 года в Неделю 5-ю Великого поста, в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова.