Нам не раз приходилось слышать фразу «Фома неверующий». Не очень-то уважительное и благоговейное выражение, особенно в адрес святого апостола Христова, человека, посвятившего всю свою жизнь проповеди христианства, и претерпевшего за это мученическую смерть. Можем ли мы называть неверующим человека, чьи заслуги Церковь ставит столь высоко, что посвящает его памяти воскресный день, следующий сразу же за величайшим христианским праздником? И какое назидание своим верным чадам Она пытается дать, вспоминая апостола Фому в день Антипасхи? Для того, чтобы получить ответы на эти вопросы, необходимо внимательно представить обстановку, в которой находились ученики Христа после Его распятия.
Апостолы собрались в горнице, как говорится в Евангелии «страха ради иудейского». То есть возвращаться обратно к прежней жизни опасно, ведь каждого из них знают, как ученика ненавистного высшим слоям иудейского общества Иисуса из Назарета. Их учителя недавно распяли у всех на глазах, и, несмотря на то, что Спаситель говорил о Своем Воскресении множество раз, срабатывает человеческий фактор, страх неопределенности и ожидание. И только когда Христос, явившись, показывает им раны от гвоздей на руках и ногах, от них отступают сомнение и страх. Но Фомы не было тогда в числе тех, кто находился в горнице, во время явления Спасителя. И когда ему сказали о том, что видели Господа, в его ответе мы видим не только сомнение – он ясно дает понять, что необходимы доказательства. Доказательства того, что это тот же самый Иисус Христос, Который проповедовал Евангелие Царствия и был распят на кресте, а не призрак, или какой-то иной человек, желающий присвоить себе это божественное Имя. Фома ведь находился в таком же состоянии смятения, как и остальные апостолы. Но в его словах мы видим гораздо большее желание удостовериться в истинности Воскресения Господа, что выражалось в гораздо более дерзновенном требовании чувственно осязать раны на теле Спасителя.
Что же касается сомнений, они не противоречат вере, ведь вера не есть бездумная доверчивость и оголтелое повиновение. Но, в то же время, и излишний скептицизм также является несовместимым с верой. Святитель Иоанн Златоуст в толковании на евангелие от Иоанна говорит по этому поводу так: «Как веровать просто и без разбора – дело легкомыслия, так и сверх меры испытывать и больше, чем нужно, исследовать – дело ума крайне упрямого». Сам Христос, предостерегая своего апостола от излишнего скептицизма, говорит: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин 20:29).
Церковь Христова включает в себя огромное количество людей со своими вопросами, сомнениями и особенностями, объединяя их во Христе. И как показывает нам собственным примером Христос, Он не отвергает ни одного вопроса, обращенного к нему, даже самого дерзновенного. Святитель Иоанн Златоуст в своем толковании также отмечает это: «Без сомнения, и возвестившие ученики были уже достойны веры … однакож, поелику Фома искал себе большего, то Христос не отказал ему и в этом». О чем еще нам говорит евангельский отрывок, который будет прочитан завтра на литургии, так это о том, что вопрос, обращенный к Богу, должен быть максимально честным. Именно тогда, как видно из примера апостола Фомы, Господь ощутимо ответит на наш вопрос, и развеет любые терзающие нас сомнения.
Хотелось бы всем нам пожелать той мудрой, истинной веры и верности Христу, какой обладал святой апостол Фома. Но при этом также чувствовать предел своему исследованию и испытанию, чтобы с одной стороны не впасть в крайний скептицизм, но и по словам святого апостола Петра быть «всегда готовыми всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет 3:15). Только имея подобную веру и приверженность Спасителю, мы сможем называться истинно верными чадами Святой Христовой Церкви, Ведь прежде чем стать хорошим отцом, нужно научиться быть хорошим сыном.
Проповедь студента II курса церковно-исторического отделения магистратуры чтеца Михаила Евграфова, произнесенная за всенощным бдением накануне Недели Антипасхи, 7 мая 2016 года.