Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Кажется, только недавно Мы с Вами праздновали Рождество Господа нашего Иисуса Христа и Его Крещение, вместе с Симеоном Богоприимцем радовались встрече со Спасителем. Но вот уже близится блаженное время Великого Поста. Церковь, как заботливая Мать, готовит нас к самому главному событию в жизни каждого православного христианина – к Пасхе Господней. Как любящая мать прежде важного события в жизни чада приводит его в должное состояние: омывает, дает чистые одежды и, самое главное, наставляет и настраивает; точно так же и Святая Церковь, прежде встречи своих чад с воскресшим Господом, проводит самые тщательные приготовления, проводя их через с одной стороны строгий, а с другой стороны радостный путь Великого Поста.
Но даже прежде поста Церковь заботится о нас. Начиная с нынешнего воскресенья, на протяжении трех седмиц, она будет готовить нас в путь Великого Поста – время духовных испытаний и очищения. Мы будем омыты водами покаяния, наставлены примером Мытаря, картой нам послужит путь, которым вернулся к Отцу блудный сын, а не свернуть с пути нам поможет памятование о страшном суде. Таким образом во всеоружии мы вступим на тернистую дорогу Великого Поста. Ныне же, в первую подготовительную Неделю ко Святой Четыредесятнице, вникнем в наставление, предлагаемое нам Святой Церковью.
Неделя о мытаре и фарисее имеет своей темой покаяние. Именно покаянию учит нас Церковь первым делом, когда дело касается духовного подвига. Уже сегодня среди песнопений всенощного бдения появляется произведение, имеющее глубочайший духовный смысл. Подобно тому, как в древности полководцы, воодушевляя войско на сражение, ставили им в пример героев прежних битв, также Святая Церковь, желая укрепить нас в подвиге покаяния, наставляет нас словами: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…».
О важности покаяния говорили многие святые отцы. Так, святитель Иоанн Златоуст говорит, что наше покаяние не принесет нам пользы, если за ним не последует перемены в жизни. И действительно, ведь если мы обратимся к книге пророка Ионы, то увидим, что ниневитян спас не пост и посыпание пеплом головы, но лишь когда «увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел». Святитель Феофан Затворник уподобляет покаяние двери, ведущей в Дом Божий. И хотя дверь одна для всех, но каждому приходится прикладывать к ней разные усилия, чтобы отворить её, соответственно его духовным силам. Кто-то находит дверь как бы уже отворенной, иной встречает её немного прикрытой, а иному еще и ключи к покаянию нужно найти. Тем не менее, внутри всех ожидает один воскресший Владыка Христос. А Святитель Василий Великий дает нам верный признак, как отличить прощенные Господом грехи от непрощенных. Лишь когда в нас поселится такая ненависть и отвращение к этим грехам, что мы скорее выберем смерть, чем вновь впасть в согрешение, тогда мы можем быть уверены, что их простил нам Бог – говорит Великий Учитель Церкви.
Но почему же Церковь, желая привести нас к Господу путем Великого Поста, среди всех добродетелей на первое место как бы основанием всей духовной жизни поставила именно покаяние? Сам Господь Иисус Христос во время земной жизни первым делом призывал людей к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие» (Мф. 4, 17) «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 13), – говорил Спаситель. Народ возмущал тот факт, что Господь предпочитает общество блудниц и мытарей книжникам и фарисеям. По какой же причине Христос избегал тех, кого прочие почитали праведниками? Ответ прост: если человек считает себя здоровым, он не нуждается во враче. Тот, кто считал себя праведником, и кого прославлял народ за его благочестие, на самом деле недуговал более сильным грехом – прелестью. Поэтому и Господь общался с теми, кто был готов к этому общению, кто был способен услышать призыв Спасителя и откликнуться на него.
Получается, что покаяние, к которому призывает нас Святая Церковь в первую подготовительную неделю перед Святой Четыредесятницей – это лишь начало, лишь порог, переступив через который, согласно святителю Феофану Затворнику, мы сможем сделаться достойными внимания Господина Дома Божия. Благодаря покаянию в нас произойдут изменения, о которых говорил святитель Иоанн Златоуст. И естественным следствием этих изменений сделается отвращение к прежним грехам, как заметил святитель Василий Великий.
Не удивительно, что Церковь очень часто сравнивают с любящей матерью, которая прекрасно знает своего ребенка. Когда наша мудрая Мать собирает нас в трудный путь Великого поста, она первым делом дает нам средство, без которого мы и шага не сможем ступить на дороге искоренения страстей. Только покаявшись, мы будем готовы к дальнейшему подвигу.
В чем да укрепит нас Господь молитвами Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и всех святых.
Аминь.
Проповедь студента I курса магистратуры Библейско-богословского отделения Санкт-Петербургской Духовной Академии чтеца Михаила Плиска, произнесенная в Неделю 33-ю по Пятидесятнице (о Мытаре и фарисее) в академическом храме в честь Двенадцати апостолов за всенощным бдением 20 февраля 2016 г.