В Неделю 34-ю по Пятидесятнице, за воскресным всенощным бдением, читался отрывок из Евангелия от Матфея. После Воскресения из мертвых Иисус Христос, обращаясь к ученикам, говорит такие слова: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле…» На первый взгляд, Христос не сказал чего-то необычного – Он, Бог и Человек, по Божеству Всемогущий. Однако эти слова, сказанные после Воскресения, приобретают особый смысл, раскрывая значение этого величайшего события в истории спасения человечества.
Святитель Феофилакт Болгарский, толкуя этот евангельский текст, замечает, что есть два вида подчинения любой власти – вольное и невольное. Мы все безусловно находимся в невольном подчинении власти Божией, как Его творения, существа условные, которые не по своей воле пришли в этот мир и не по своей воле покинут его. От вольного же подчинения человечество отреклось в лице первого человека и его жены, которые нарушили заповедь Бога, отказавшись от Него, как от Источника жизни.
Святитель Феофилакт отмечает, что именно по причине этого отказа человека быть с Богом прежде Креста и Воскресения Сам Бог имел власть над человеком как бы наполовину.
Это звучит страшно: Бог не имел власти над человеком, не мог спасти человека. Но в этом – суть нашей свободы. Некогда софисты-скептики насмешливо спрашивали: «А может ли Всемогущий Бог создать камень, который Он не в силах поднять?». Оказывается, что может. Таким камнем стал человек, который по собственной воле не захотел быть со Своим Творцом и волю которого Творец не мог нарушить. И никаким образом Бог не мог уничтожить это средостение, как только через то, что Он сам стал человеком, прошел путь человеческой жизни, исполнив замысел Творца о человеке, умерев, победив смерть силой Божества в воскресении, открыв человечеству путь к жизни…
Путь открыт, однако свобода следовать или не следовать им – осталась. За человеком выбор: либо пребывать в прежнем состоянии, продолжая идти широким путем своей воли, зараженной и ослабленной грехом, стремлением идти от Бога, или же подчинить эту волю Христу, соединиться с Ним, принять Его в себя и обрести истинную жизнь.
Мы не должны забывать, что победа над грехом, над смертью – не наша победа. Она подарена нам, но это победа Христа. Человечество не могло самостоятельно вернуться к Богу, победить в себе грех и тление. Только Богочеловек Христос победил смерть, только Он был непричастен личному греху, только Он не поддался ни на одно из диавольских искушений, только Он исполнил АБСОЛЮТНО ВСЕ, что должен был исполнить человек по замыслу Творца о нем.
Поэтому спасение, обретение истинной жизни возможно только через повторение пути Христа, через соединение с Ним. Что же представляет собой это единение? Ответ там же, в следующих строках того же Евангельского текста. После слов о власти над небом и землей, Христос посылает учеников привести к Его учению все народы, крестя их во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча соблюдать все, что Он заповедал им (Мф 28:19).
Путь соединения со Христом лежит через Крещение, то есть вхождение в Церковь, и следовании заповедям Евангелия, нормам добродетельной жизни. Да, живущий в нас грех препятствует нам на этом пути, и, как уже было сказано, своими силами нам грех не победить. Но жизнь в Церкви дает нам неиссякаемый источник сил для борьбы с грехом через АБСОЛЮТНО РЕАЛЬНОЕ благодатное единения со Христом уже здесь на земле. Этот источник – Таинство Евхаристии, в котором мы, причащаясь Тела и Крови Христовых, по словам святого Николая Кавасилы, в силу нашего стремления быть со Христом становимся причастниками Его страданий, Его распятия и Его победы – Воскресения, потому что сами становимся плотью Умершего и Воскресшего.
Дорогие братья и сестры! Нам дано все. Христос сделал все, чтобы мы обрели истинную жизнь. Нам осталось сделать выбор: или подчиниться Ему добровольно, принять Его любовь и пойти Его путем, или же, оставаясь в вынужденном подчинении, идти дорогой страстей, уничтожающих, испепеляющих человека, обрекающих его на нестерпимое мучение в вечном огне совести. Выбор за нами. Аминь.
Проповедь студента 4 курса бакалавриата Санкт-Петербургской Духовной Академии чтеца Николая Аринушкина, произнесенная за Божественной литургией в Петропавловском соборе г. Петергофа 24 января 2016 года.