Чтец Николай Ерундов. Воинство небесное и земное

prop_erundov

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Придите, умныя бесплотных чинов лики, песньми, яко служители Божественныя восхвалим…». (Канон, песнь 1)

Такими словами, дорогие братья и сестры, Святая Церковь созывает нас сегодня под своды академического храма для того, чтобы мы почтили праздник, именуемый Собором Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Не только сегодня, но и за каждым богослужением мы возносим свою молитву о даровании нам «ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших…». Когда мы поем Символ веры, восхваляем Бога Творца, создавшего все видимое и невидимое, мы прославляем и духовный мир, в котором кроме святых угодников Божиих, бесчисленный сонм святых Ангелов.

Земному человеку очень трудно говорить о небесном. Что касается духовного мира небесных служителей, то здесь многое для нас остается тайной. По сей день рассуждают и даже спорят о природе ангельских существ, их численности, иерархии. Лишь об одном Слово Божье и святые отцы говорят единодушно, о том, что в благом, сотворенном Богом духовном мире произошла страшная катастрофа – появилось зло.

Один из высших ангелов, Денница, по слову св. Григория Богослова, «не вынес озарения и чести, которую даровал ему Создатель, а по свободному произволению вознесся против Бога, пожелал восстать против Него и первым, отступив от блага, впал во зло». Он увлек за собою множество Ангелов. А затем на небе произошла война, об исходе которой говорит книга Откровения: «Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе» (Откр 12:7-8).

В данном библейском сюжете Архангел Михаил предстает перед нами чуть ли не земным военачальником, неким главнокомандующим, армия которого одержала победу над силами зла. Это представление еще более усиливается, если мы смотрим на его изображение. Очень часто Архистатига Божия изображают на иконах в воинских доспехах и с мечом в руке. Казалось, это привычный для нас образ, но мы невольно задаем вопрос: для чего это? Зачем христианству, этой религии любви и всепрощения, такое количество воинской символики, элементы которой встречается не только в иконографии, но и в богослужебных текстах, церковных облачениях.

Действительно, христианство – религия любви, ибо по слову Св. Писания «Бог есть любовь» (1 Ин 4:8), но мы часто забываем другую характеристику христианства – его воинственность. Чтобы понять это, надо вернуться к сюжету «небесной битвы» и вспомнить, что падший дух был низвержен на землю. Ангелы выполнили свою миссию и передали эстафету Церкви Христовой. Именно здесь на земле началась новая война, в которой Церковь принимает активное участие. Война эта особая, внешним образом незаметная, война не с людьми за земные интересы государства, а «невидимая брань», духовная борьба с силами зла за Царство Небесное. Наш век, где главным принципом является наслаждение, этой борьбы не видит и не понимает. Удивляться здесь нечему, удивительно другое – почему мы, воспитанники и воспитанницы духовных школ, не видим в ней смысла, считаем само название «невидимая брань» аскетическим термином, необходимым разве что для монашествующих. Однако это далеко не так. Стоять на страже своего сердца в полном всеоружии необходимо всем и каждому.

Церковь неустанно напоминаем нам о том, что мы, братья и сестры, являемся воинами Христовыми, призванными сражаться с врагами рода человеческого, и не только сражаться, но и побеждать. Мы не должны забывать, что в Таинстве Св. Крещения мы объявили войну сатане, встав под знамена Церкви Воинствующей. Церковь дала нам оружие и доспехи: «броню правды, щит веры и шлем спасения и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф 6:14-16). Вопрос в том, захотим ли мы воспользоваться этим снаряжением. Даже будучи вооружены, мы мало преуспеем, если никто не научит нас сражаться. Такому искусству сражения учит нас все Предание Церкви. Искусство это просто. Оно заключается в таких привычных для нашего уха словах, как молитва, пост, чтение Слова Божия, причащение Святых Христовых Таин. Вопрос в том, превратится ли это слышание в делание. Здесь все зависит только от нас, ибо победит в нашем сердце тот, на чью сторону мы встанем. Кто встанет на сторону Господа – наследует жизнь вечную, а отступившего ждет вечная смерть.

Сегодня, в праздник небесных воинов, вспомним о воинах земных, нас самих. Взирая на праздничную икону, спросим себя: истинные ли мы воины Владыки Христа? Стоим ли мы на страже своего сердца? Держим ли мы еще меч духовный в руках своих? Щит ли веры защищает нас? А может быть мы уже давно безоружные?

Имеем ли мы мужество бороться с врагом или страх быть поверженными уже овладел нами? «Не бойтесь жестокости брани, – увещает прп. Исаак Сирин, – не ослабевайте и не впадайте в безнадежность, чтобы оказаться вам в брани твердыми и непобедимыми».

Молитвенно вспоминая сегодня святых ангелов и Архистратига Михаила, будем помнить эти слова преподобного, осознавая, что мы войны Великого Полководца. Будем помнить, что мы не одиноки в битве с врагом. С нами вся небесная Церковь, все святые, ангелы и архистратиг Божий Михаил, своими светлыми крыльями покрывающий нас от всех искушений и сохраняющий нас от поражения в битве за Царство Небесное. Аминь.

Проповедь студента I курса церковно-исторического отделения академии чтеца Николая Ерундова за всенощным бдением накануне праздника Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных 21 ноября 2011 года. 


Опубликовано 21.11.2011 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter