Чтец Николай Тарнакин. Крест как символ жизни

Чтец Николай Тарнакин. Крест как символ жизни

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня Святая Церковь торжественно празднует Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Три века он был сокрыт в земле, три века верующие во Христа были под тяжким крестом гонений. Пока не последовало обретение Честного Древа, символизирующее избавление Церкви от бед и напастей.

Священные песнопения сегодняшнего праздника выражают всемирное значение Креста Господня такими словами: Крест – хранитель всей вселенной, Крест – красота Церкви, Крест – верных утверждение. Нередко мы встречаем непонимание такого почитания Креста, а иногда интернет и вовсе пестрит высказываниями, что мы поклоняемся орудию казни. «Это всё равно, – можем прочитать мы с вами, – что поклоняться виселице, ружью или гильотине».

Но нет ничего странного в этом поверхностном отношении, в этом пренебрежении и отвержении символа нашей надежды. Еще на заре христианства апостол Павел писал, что для погибающих слово о Кресте – это юродство, безумие, а для нас, спасаемых, – сила Божия (1Кор 1:18). Апостол подчеркнуто называет свою проповедь «словом о Кресте». Обращаясь к общине Коринфа, он говорит: «Я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1Кор 2:2). И это слово – юродство, безумие с точки зрения мудрости мира, которому весть о Кресте кажется лишенной смысла (1Кор 1:21). Это, как если бы сегодня кто-то вдруг стал говорить о том, что через камеру пожизненного заключения или смертельную инъекцию приходит спасение всему миру.

Христос умер. И если бы Он не воскрес, то Его смерть стала бы итогом, конечно же, очень страшным, очень жестоким, но всё же вполне обыденного, рутинного разбирательства над преступником. Такое не однажды случалось на громадных пространствах империи. И все это проходило строго формально в рамках римского закона. Тогда Крест был бы просто орудием казни. Тогда смерть была бы просто смертью. Тогда казненный был бы просто человеком и преступником. Но закон оказался неправ. Логика мира не сработала. Ни сам закон, ни его исполнители не поверили в главное. Христос воскрес! И в свете Его Воскресения стала осмысленной и великой крестная Голгофская Жертва. Позор казни обратился в славу, смерть привела к жизни, а Крест и Воскресение примирили и соединили нас с Богом.

Предвестником этого примирения, предтечей этого соединения было и недавнее Рождество Божией Матери. И в тот день, и сегодня Церковь напоминает нам о том, что главный мотив радостных или страшных событий Нового Завета – любовь, их главная сила – смирение, главная цель – спасение. Именно к смирению и любви призывает нас Христос такими знакомыми словами: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк 9:23). Он призывает только к тому, что Сам прошел как обычный человек. Так, Христос говорит о подражании, о служении ближним.

Однако в нашей жизни нередко бывает так, что на просьбу о помощи отвечаешь: «Брат, прости, у меня сейчас тяжелый период в жизни, и своих проблем хватает. Мне бы кто помог?». Вопрос: а не является ли этот просящий, близкий нашим личным крестом? Может быть именно через него мы сможем приблизиться ко Христу? Может быть именно через помощь близкому в ущерб себе мы сможем стать лучшими христианами? Не об этом ли Церковь призывает нас задуматься сегодня, в день, когда Крест Господень воздвигается над всем миром. Аминь.

Проповедь студента I курса магистратуры чтеца Николая Тарнакина, произнесенная за Божественной Литургией в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в праздник Воздвижения Креста Господня, 27 сентября 2018 года.


Опубликовано 28.09.2018 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter