Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы услышим евангельские слова о том, как воскресший Господь наш Иисус Христос является Своим ученикам на горе, дает им повеления и обетования. Апостол и евангелист Матфей не называет нам эту гору, но это и не имеет решающего значения. Мы видим, что на протяжении всей истории спасения самые важные и ключевые события происходят на той или иной горе. Гора – библейский символ встречи с Богом. Такие события как заключение Завета с Богом через пророка Моисея, Преображение Господне, все они происходят на горе Синай, на горе Фавор. И вот подобно заключению Завета с израильским народом, Господь наш Иисус Христос заключает Новый Завет с новым Израилем. Он дает новые повеления своим апостола. До этого момента Христос, находясь в человеческой плоти, по-человечески был ограничен, теперь же Господь говорит: «Дана мне всякая власть на небе и на земле» (Мф 28:18). Сбылось то, чего так ждали пророки, то что обещал Своим ученикам Иисус Христос во время Своей проповеди на земле.
Евангельское повествование заканчивается словами Спасителя: «Я с вами до скончания века» (Мф 28:20). Если мы откроем первую главу Евангелия от Матфея, то найдем там следующие строки: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф 1:23). Это слова пророка Исаии. И мы видим, что евангелист Матфей хочет показать нам, что сбылось пророчество, с этих слов он начинает повествование о Спасителе и этими словами он оканчивает его.
Этим евангелист прообразно показывает нам, что Господь промышляет об этом мире. Но что мы можем назвать промыслом? Ведь Господь не заключает человека в четкие рамки закона, Он не ограничивает его свободу творить добро или творить зло. Здесь стоит вспомнить притчу о талантах. Господь дает каждому талант по силе, но по сути своей Он дает лишь один талант каждому, такой талант, чтобы человек не смог сказать, что он обделен Богом в дарованиях. Бог дает человеку самый ценный талант, и он называется свободная воля. Мы называем его правом выбора. Если мы рассмотрим его в контексте притчи, то увидим, что каждый из трех человек, кому дан был талант. сделали свой выбор. И сообразно выбору получили то, что заслужили. И говоря о промысле Божием мы можем сказать, что нам дан выбор, нам вверен талант – принять о себе промысел Божий или нет. Так что же такое промысел? Мы попадаем в разные жизненные обстоятельства, порой сами их себе создаем и часто бывает не можем сказать, где воля моя, а где воля Бога. Ведь если я творю зло, разве это Бог мне велит его творить. Нет, но моя злая воля. Таким образом мы видим, что Божественная воля всегда подвигает нас творить добро.
Можно сказать, что, когда я творю добро, когда исполняю заповеди, я действую в рамках Божьей воли. В каких бы жизненных обстоятельствах я не находился, у меня всегда есть «талант» – моё право выбора творить зло или добро. Достаточно вспомнить пример близкий нам по времени – пример новомучеников, которые не отрекались от Христа и исповедовали Его своей жизнью, терпели допросы и лагеря. Разве кто-нибудь из них оправдывался тем, что обстоятельства не позволяют им исполнять христианские заповеди. Господь поддерживает и помогает тем, кто стремится к Нему. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Промысл Божий простирается на всякую тварь. Помощь Божия подается только верным». Не обстоятельства делают за нас выбор и предрешают нашу судьбу, но наши внутренние маяки указывают правильное направление. Эти маяки – это заповеди Божьи, которые помогают нам совершать правильные поступки.
Будем, братья и сестры, просить у Господа, что бы Он не оставил нас Своим промыслом и что бы не постигла нас судьба раба, зарывшего свой талант в землю. Для этого необходимо сверять свой внутренний ориентир с Божественными заповедями, ведь Господь дал нам все средства для того, чтобы мы были с Ним и не оставались без Его попечения. Аминь.
Проповедь студента II курса магистратуры церковно-практического отделения чтеца Павла Молчанова, произнесения за всенощным бдением в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова 11 ноября 2017 года.