Эти слова: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!», которыми мы приветствуем друг друга в эти светлые дни Святой Пасхи, кратко, но совершенно точно отражают весь смысл нашей христианской веры. Если Христос не воскрес, как говорит апостол Павел, то и вера наша напрасна. За две тысячи лет эти слова стали для нас настолько привычными и обыденными, что зачастую, произнося их, мы делаем это автоматически и без особого осмысления и осознания их глубины. Но как же нам избежать такого пустого отношения к этим самым главным для нас, христиан, словам?
Среди людей, находящихся на пути поиска Бога, есть много тех, кто сомневается в непреложных истинах христианской веры, но многие из них сомневаются не по легкомыслию, но из-за твердого убеждения в том, что если признать их и уверовать в них, то тогда нужно в корне изменить всю свою настоящую, временную жизнь, так как тогда открывается уже для человека жизнь вечная. Такие люди, наверняка, ближе к Богу, по сравнению с теми, кто именуют себя верующими, но никогда не рассуждают над тем во что и в Кого веруют, но ограничиваются лишь красивыми словами и почти никак не проявляют их в жизни.
Сегодня на воскресной утрене Святая Церковь предлагает нам для осмысления отрывок из Евангелия от Иоанна. В нем мы не услышим ни о самом моменте воскресения Господа из мертвых, ни о радостной, никак не ожидаемой учениками пасхальной вести, но услышим лишь о событиях её предваряющих. Давайте же мысленно погрузимся в ту атмосферу, в которой находились тогда ученики Господа. Cвятитель Феофилакт Болгарский говорит, что Мария Магдалина, желая найти себе утешение в скорби по убиенному Учителю, идет к месту Его погребения. Здесь сразу можно провести параллель с теми самыми людьми, которые ищут Бога, которые ищут Его для того, чтобы утолить свою духовную жажду, подобно тому, как и Мария Магдалина пыталась хоть как-то успокоить свою душевную боль у Гроба своего любимого Учителя. В седьмой евангельской стихире говорится о том, что, когда она пришла ко гробу и стояла у него, она имела многую тьму в разуме, подобно той тьме, которая еще была на земле перед рассветом. Так же и человек, который ищет Бога и пытается схоластически разобраться в христианском учении очень часто имеет подобную тьму в своем разуме, но находится недалеко от божественного рассвета.
Далее, если следовать здравому смыслу, то придя ко Гробу, Мария Магдалина должна была увидеть ожидаемую для себя картину, ровно такую же, как и день назад, когда она наблюдала погребение Спасителя. Но вот она видит, что камень, который привалили ко гробу отвален, и тела её Учителя там нет. Она бежит к Петру и любимому ученику Господа и рассказывает им о том, что увидела, но так как ничего еще не знает о воскресении, Мария пытается объяснить отсутствие тела своего Учителя тем, что его похитили или просто переложили. Здесь снова прослеживается параллель, с тем, что почти каждый здравомыслящий человек при встрече с чем-то для себя странным, сначала делает попытку объяснить это с помощью своего разума, но затем видя явные свидетельства чуда, которые не поддаются никакому объяснению, возжигает в себе огонь веры, который уже никогда не погаснет.
После событий Распятия и Погребения своего Учителя, ученики, были «собраны вместе страха ради иудейска» и находились в абсолютном неведении и, скорее всего, в отчаянии, полагая, что все удивительные события, которые изменили их обыденную жизнь закончились, и теперь придется вернуться к ней снова. Какой великой будет их радость, когда они узнают о воскресении из мертвых своего любимого Учителя, мы все знаем из последующего евангельского повествования. Никто не сможет разлучить их с этой радостью. Теперь, благодаря ей все они обретают полную уверенность в том, что однажды, по слову Христа, кардинально изменив свою жизнь, они не ошиблись и обрели жизнь вечную, которая воистину существует и победила смерть.
Теперь два коротких слова «Христос Воскрес» становятся смыслом жизни для апостолов, ведь, чтобы произнести эти слова им пришлось пережить время неизвестности, которое настало после разлуки с Учителем и продолжалось до известия о Его Воскресении. С тех пор не только для Апостолов, но и для всех стремящихся жить осмысленной христианской жизнью, весть о Воскресении Христовом и радостное приветствие, состоящее из двух коротких слов «Христос воскрес» становится основной и, главное, осмысленной истиной веры и фундаментом проповеди.
Проповедь студента I курса церковно-практического отделения магистратуры чтеца Романа Иванова, произнесенная за всенощным бдением в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова 28 мая 2016 года, накануне Недели 5-ой по Пасхе.