Шествуя многотрудным путем Святой Четыредесятницы, мы достигли ее 4-ой Недели. Шаг за шагом, неделя за неделей, как будто по некой «лествице добродетелей», описанной преподобным Иоанном Лествичником, память которого Церковь сегодня почитает, мы с вами поднимаемся к светлому окончанию нашей великопостной «дороги». И на каждой такой «ступени» Церковь предлагает нам определенное евангельское чтение, назидающее и укрепляющее нас в нашем нелегком пути.
И сегодня мы слышали отрывок из Евангелия от Марка, который повествует нам об исцелении Господом Иисусом Христом одержимого глухонемого отрока по живой и горячей вере его отца, воскликнувшего: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк 9:24). Казалось бы, какое отношение имеет данный отрывок для нас, уж «точно верующих», христиан?
К сожалению, подчас мы, подобно тому юноше, оказываемся в плену своих страстей и пороков. Они ослепляют нас, замутняют сердце и разум, делают нашу веру мертвой и безжизненной, сводя ее к совокупности знаний, к формальному исполнению религиозных обрядов и предписаний. И мы становимся бессильными и «немыми», не способными просить Божией помощи, от всего сердца довериться Ему. И остаемся один на один с нашей гордостью и самомнением и, будучи одержимы ими, мы уже не нуждаемся ни в чьей помощи. Именно такой подчас и становится наша «вера».
А ведь христианская жизнь – это постоянная борьба с самим собой, с нашими грехами и пороками, с нашим жестокосердием и «раздутым» эгоизмом. Это постоянное «горение веры». И в этой жестокой борьбе Господь дает нам необходимые средства для нее, говоря своим ученикам: «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк 9:29). Именно молитва и пост – вот средства для укрепления нашей веры, средства для борьбы с нашими грехами.
Но правильно ли мы используем эти бесценные средства, которые даровал нам Бог? Та ли это молитва, о которой говорил Спаситель? Тот ли пост, который заповедал Господь? Как мы должны ответить на этот вопрос, если наша молитва так часто превращается в формальное вычитывание, а пост сводится к ограничению в пище без восполнения этого ограничения молитвой и милосердием?
Сегодня многие склонны ссылаться на немощь и слабость духа современных христиан, мол, сейчас время уже не то, что было в древности. В этом отношении интересна одна история. Однажды археологи нашли в Египте очень древнюю табличку и когда они ее расшифровали, то смогли прочитать: «В древности урожаи были плодороднее, а дети уважали старших». Да, представления о том, что в «древности» было «лучше», всегда бытовали у людей. Действительно, уровень духовной жизни в наше время конечно ниже, чем в Египетской пустыни IV-го века, но это не должно быть поводом к умалению истинного смысла поста и молитвы.
Ведь именно Великий пост – время усиленной и углубленной работы над самими собой. Время, когда наши страсти особенно обостряются и должны быть немедленно отсекаемы. Именно пост является тем периодом, когда мы можем вынырнуть из вод «суетного житейского моря», вдохнув глоток столь желанного воздуха, и освободить наши ум и сердце для искренней молитвы, которую преподобный Иоанн Лествичник называл «царицы добродетелей». Пост и молитва – вот те «два крыла», которые возносят нас к Богу. Именно молитва соединяет нас с Ним, открывает наше сердце для принятия Его даров, главным из которых и является живая и пламенная вера.
Дорогие отцы, братья и сестры! Вооружившись «оружием» молитвы и закрывшись «щитом» веры, продолжим наше великопостное поприще – эту тяжелейшую борьбу на «поле» нашей души. И, помня слова Спасителя: «Царство Небесное силою берется» (Мф 11:12), будем подниматься вверх по нашей «лествице» Великого Поста, на последней ступеньке которой нас ждет Светлое Пасхальное Торжество нашего Воскресшего Спасителя.
Проповедь магистранта I курса церковно-практического отделения Санкт-Петербургской духовной академии чтеца Романа Тулакина за Божественной литургией 30 марта 2014 года в Неделю преподобного Иоанна Лествичника в академическом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.