Мы находимся уже в середине Страстной седмицы. Буквально через несколько дней наши сердца наполнятся радостью о воскресшем Господе Иисусе Христе. Но самые трагичные события из жизни Спасителя еще впереди. И сегодня, в Великую среду, мы вспоминаем два очень важных евангельских сюжета, которые неразрывно связаны между собой, а именно – помазание женщиной-грешницей главы Спасителя драгоценным миром и страшное предательство одного из учеников Христа – Иуды.
Насколько кардинальное мы видим противопоставление: женщина, своей жизнью снискавшая славу падшего человека и крайне презираемая обществом, совершила рационально необъяснимый поступок, расточительно возлив целый сосуд дорогостоящего мира на главу Христа. Важно отметить, что на Востоке помазание миром было знаком особого почтения к человеку. Если обратиться к материальной оценке этого поступка, то можно заметить, что алавастровый сосуд мира стоил триста динариев, а это приравнивалось к годовому заработку рабочего. Все эти факты говорят нам о той расточительной и безграничной любви женщины, которая обществом была презренна, но через жест ее любви возвеличена Христом. Не отдавая отчета своим действиям, она была движима любовью, исходящей из самой глубины человека – из сердца.
Напротив, видя столь безрассудный с приземленной, человеческой точки зрения поступок, один из ближайших учеников, который слушал все беседы Божественного Учителя, постоянно находившийся с Ним, бывший свидетелем чудес, тот, который был призван следовать за Богом, так хладнокровно предал своего Господа за тридцать сребреников – за цену беглого раба. Окутанный сетями материального, тленного, земного, Иуда не смог вместить в себя чистоту и святость жизни Христа, подлинный смысл его Божественных слов. Зараженный властолюбием и сребролюбием, Иуда искал для себя земных благ, но жизненная позиция и стремления его были совершенно противоположны учению Господа – учению любви, жертвенности и мира. И события помазания миром главы Христа стали последней каплей его терпения, после чего он совершил столь страшное предательство. По мысли святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского, предательство Иуды было «преступнее самого распятия». Развивая эту мысль, святитель говорит, что «распинатели Господа не знали Его как должно», а здесь предает «один от двенадцати, то есть, ближайший».
Сегодняшний день вновь дает нам возможность остаться один на один с самим собой, заглянуть в сердце и посмотреть на нашу жизнь, на наше отношение к людям, к Богу. И увидим ли мы пример любви той грешницы, любви к Господу без остатка? Способны ли мы отдать что-то самое драгоценное для Него, как это делали святые, которые и жизнь свою отдавали ради Христа? Или наша любовь заключается лишь в чем-то формальном, выгодном для нас?
Очень часто, когда человек испытывает трудности, или возникает острая необходимость в чем-либо, мы обращаемся к Богу, и Господь нам дарует это. Но, получив просимое, наша любовь постепенно испаряется, улетучивается. Такими действиями мы предаем Всемилостивого Господа. Отсюда возникает вопрос, а любим ли мы Бога как должно, или это всего лишь эгоистическое исполнение наших желаний, прихотей? Не уподобляемся ли мы в своих желаниях, действиях или даже в мыслях тому некогда ближайшему ученику Христа, имя которого теперь носит нарицательный характер – Иуде? Следуя этому пути предательства и отказа от Бога, мы сами себя отдаем в рабство греху и, в конечном итоге, смерти.
Дорогие отцы, братия и сестры! Совсем незаметно прошли дни святой Четыредесятницы, и мы стоим в преддверии Светлого Христова Воскресения. Но, проходя святые дни Страстной седмицы, давайте со всей ответственностью и вниманием осмыслим вспоминаемые нами события, проникнемся духом и настроением этих дней. И пусть молитвословия, которые мы слышим за богослужениями, не пройдут мимо нас, но оставят благотворный отпечаток в наших сердцах, наставят нас к выбору не погибельного пути сребролюбия Иуды, но пути жертвенной самоотдачи Господу, явленному грешной женщиной. И да поможет нам в этом Господь, молитвами Богородицы и всех Святых…
// Проповедь студента I курса магистратуры церковно-практического отделения чтеца Рустика Антонова, произнесенная на Литургии Преждеосвященных Даров 16 апреля 2014 года в Великую Среду в академическом храме св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова