Сегодня святая наша Матерь-Церковь чтит память одного из самых, если можно так выразиться, популярных святых. Нет смысла говорить о том, как любит и почитает наш русский православный народ святителя Николая Чудотворца! Сколько мы знаем Никольских соборов, храмов и часовен, сколько молебнов и акафистов святителю служится каждый день. И едва ли не в каждом доме имеется его икона.
Все это прекрасно. Собственно, а для чего еще существует в нашей Церкви почитание святых, как не для того, чтобы благоговейно лобызать их иконы и зажигать передними свечи на потребу? В крайнем случае, можно еще прочитать акафист или спеть молебен, накануне сложного экзамена, например. И кто из святых лучше святителя Николая, не случайно названного чудотворцем, подходит на роль самого православного исполнителя желаний? Настоящего Санта Клауса, но Санта Клауса родного, вполне соответствующего незыблемой церковной традиции.
Однако может ли искреннее христианское сердце удовлетвориться таким, как говорят, потребительским почитанием? Очевидно – не может, ибо при таком отношении к молитве, к святыне в сердце человека нет места Христу. Но не значит ли это, что почитание святых противно Богу, как утверждают некоторые? Конечно, нет. Святые – это наши могучие союзники и помощники в деле спасения, через которых во все века, начиная от времен апостолов и до наших дней, Господь уловляет сердца ищущих Его людей, наши сердца. Ведь нет более совершенной и действенной проповеди, чем жизнь по вере, которая и есть святость.
Вот и святой Николай Угодник угождал, прежде всего, Богу, а не людям. Он оказывал помощь нуждающимся и бедствующим, жертвуя собой во имя евангельской любви. И главной его целью было привести свою паству ко Христу. И все чудеса, которыми он столь знаменит, служили именно этой цели.
На самом же деле мы мало знаем о жизни святителя. Исторические свидетельства об архиепископе Мир Ликийских крайне скудны. Сведения, известные нам из его жития, большей частью заимствованы из жития другого Николая – Сионского, жившего в VI веке. Да и в целом житие – это своего рода словесная икона, которая стремится явить идеализированный, очищенный от всего земного, образ святого. Автор жития писал его строго в рамках канона, не претендуя на историческую достоверность. И это не случайно. Житие святителя Николая, прежде всего, показывает его значение для Церкви, для нас. Оно являет нам его духовный образ. Говорит не столько о самих его чудесах, сколько о том, что стоит за ними – о его милости, любви и жертвенности. Святитель не просто чудодействовал, а спасал несчастных от нищеты и гибели и выступал защитником обездоленных и погибающих. Говоря иными словами – он был настоящим христианином, который всегда и во всем оставался верен Богу, храня в своем сердце живой образ Христа.
Именно поэтому Святая Церковь так ревностно и бережно хранит память этого святого, о котором почти ничего не известно, кроме главного – он был настоящим «правилом веры и образом кротости» и до сих пор остается таковым для нас. И в свете всего сказанного, какой вопиющей неблагодарностью по отношению к святителю становится то примитивное и языческое его почитание, которое мы видим на каждом шагу. Нельзя искать чудо у Господа, если цель его – земное благополучие, причем неважно какое – материальное, психологическое или эстетическое. Ибо сам Спаситель говорит нам: «вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (Ин 6:26). Совершенно не тому учит нас пример святителя Николая. Мы должны не гоняться за своей выгодой, но просто и искренне проходить свой жизненный путь, согласно евангельской Истине, не отводя своего взора от Креста Господня. И именно здесь нам никак не обойтись без чудесной помощи и поддержки Мир Ликийских святителя. Ибо едва мы дерзнем начать жить по-христиански, как тут же приходит понимание того, что это практически невозможно. Нам крайне не хватает веры, терпения и любви, а наши мучители – собственные страсти и пороки – так сильны, что без помощи и заступничества нам никак не обойтись.
Дорогие братья и сестры! Обратимся ко Христу с надеждой на Его милосердие и будем молить Его провести нас по тесному пути. Чтобы нам всегда сопутствовала благодатная помощь дивного нашего заступника и соработника Господня святителя Николая. Его же молитвами, всесильный Спасе, помилуй нас!
Проповедь студента II курса церковно-исторического отделения магистратуры Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Савелия Круглова, произнесенная 19 декабря 2014 года за Божественной литургией в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова.