Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В сегодняшнем Евангельском повествовании от Луки мы с вами слышали, как Спаситель совершил чудо исцеления десяти прокаженных.
Эти десять несчастных человек встретили Его, когда Он проходил между Самариею и Галилеею. Находились же они от Спасителя на расстоянии, так как считались нечистыми, и не имели права входить в жилые селения. И тогда воззвали они к Спасителю о милости. Об этом месте говорит Блаженный Феофилакт: «По месту они стояли вдали, но по молитве стали вблизи». Почему они просят у Господа милости? Просто потому, что они чувствовали, что Он выше чем обычный человек. И вот Господь отсылает их показаться священникам, так как они могли засвидетельствовать исцеление. Никто другой, а только священникам дана была такая власть.
С одной стороны это чудо ничем особенным не выделяется. Ведь мог же евангелист Лука просто взять и описать одно какое-нибудь чудо с исцелением. Ведь в Евангелии и так описано много разных чудес. Но Господь все-таки хочет сказать нам многое.
Удивляясь неблагодарности девяти исцеленных, мы обратимся сами к себе и посмотрим, лучше ли мы этих девяти и похожи ли на десятого? Когда мы просим у Бога что-нибудь, то Он как чадолюбивый Отец дает нам просимое, зная, что это не повредит нашему душевному здоровью. Частью бывает так, что просимое не дается нам, так как Господь знает, что пользы от того, что мы просим, не будет. Все же, следует остановиться на том, что Господь все же подает нам просимое. И что тогда с нами происходит? Спешим ли мы отблагодарить Бога, как этот, единственный из десяти исцеленных, самаритянин? Мы забываем о Нем. Мы же получили то, что хотели! Теперь Бог нам нужен будет только тогда, когда нам еще что-нибудь понадобиться. Такое отношение к Богу не является христианским по своей сути.
Как и тогда Господь хочет спасти всех людей. Поэтому Он обращается к каждому из нас, чтобы мы вернулись с пути греховного и, вступив на путь истинный, достигли Царства Небесного. Как и всегда, Он тихо и кротко стоит, и стучит в дверь нашего сердца, ожидая, что кто-нибудь услышит Его, и откроет для Него свое сердце, чтобы разделить с Ним Божественную трапезу Любви. Как говорит преподобный Иоанн Лествичник: «Блажен тот, кто возжелал Бога так же сильно, как безумный влюбленный — свою возлюбленную».
Наша проказа — это наши грехи, которыми мы отходим от Бога. Преподобный Петр Дамаскин говорит, что «невольно человек не согрешает». Как же понять эти слова? Грех начинается с принятия помысла, и в конечном своем итоге он воплощается в жизнь. И вот когда мы сами добровольно принимаем то, что противоречит духу Священного Писания, мы становимся доступными любому греху. И поэтому, уже поврежденные грехом, мы не замечаем как начинаем совершать другие грехи. Как раз этот смысл и заложен в словах преподобного Петра.
Поэтому, дорогие отцы, братья и сестры, будем на примере того исцеленного от проказы самаритянина, учиться правильно относиться к Богу. И по примеру святых мы должны благодарить Его за все то, что ниспосылается нам. Более того, мы должны благодарить Бога и за то, что Он «отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Аминь.
Проповедь магистранта I курса магистратуры церковно-практического отделения академии чтеца Василия Хоменко, произнесенная на Божественной литургии в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова 23 декабря 2012 года.