Чтец Виктор Вытнов. Свобода не должна стать соблазном

Чтец Виктор Вытнов. Свобода не должна стать соблазном

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! С каждым днем мы все ближе и ближе к началу Великого поста. Святая Церковь богослужебными  песнопениями и чтениями Священного Писания готовит нас к этому великому поприщу. Сегодня нашему вниманию предлагается отрывок из послания святого апостола Павла к Коринфянам, который показывает нам, что пост имеет значение не только аскетически-личностное, но и общественное.

Некоторые жители Коринфа из христиан, считающие  себя знающими людьми, употребляя в пищу идоложертвенное мясо, полагали, что поступают правильно, потому что своим поведением  показывают более слабым и немощным братьям, что нет разницы, что вкушать, ведь «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека». (Мф. 15:11) Но на деле выходило иначе. Очень часто люди, нестойкие в вере и все еще придававшие религиозное значение языческому мясу, соблазнялись таким поведением христиан. Апостол Павел подтверждает, что пища действительно  не приближает и не отдаляет нас от Бога, но он же замечает:«Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных».  Дела, которые совершали по своему знанию коринфяне, приводили к соблазну слабых в вере, и те поступали против своей совести. Апостол предостерегает от этого и делает вывод: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего». Таким образом, апостол Павел готов совершенно отказаться от вкушения мясного,  лишь бы не вводить в искушение  и соблазн своих ближних.

 Для человека всегда необходим пример для подражания.  Особенно важен такой пример для новоначальных и еще слабых в вере, которые смотрят на более знающих христиан и стремятся им во многом подражать. У святителя Иоанна Златоуста об этом написано так: «Теперь (брат твой) близок к тому, чтобы совершенно оставить идолов; но когда он видит, что ты охотно ходишь к ним, то принимает это за руководство для себя и сам делает то же. Таким образом соблазн происходит не только от его немощи, но и от твоего неблагоразумия; ты делаешь его еще более немощным». И очень важно это помнить нам, будущим священнослужителям, на которых будут особенно пристально обращены взоры верующих.

Очень часто в наши дни, в том числе и в среде верующих, приходится слышать такие слова: «Какая разница что есть? Ведь главное – не осуждать других и не делать зла». В идеале – это верно. Но, к сожалению, на практике часто бывает так, что человек, оставляя одну составляющую поста, не может исполнить и вторую. Отказываясь исполнять гастрономические предписания, человек не способен и бо́льшего исполнить. В Синайском патерике рассказывается о том, как один старец увидел молодого монаха, заходящего в питейный дом. Дождавшись, когда он оттуда выйдет, старец стал обличать его. Но молодой монах возразил ему, сказав: «Ступай-ка себе старец! Бог ничего не желает, кроме чистого сердца!» Тогда старец с изумлением сказал: «Сколько лет живу в пустыне и пощусь, и молюсь, и редко куда выхожу, но еще не приобрел чистого сердца; а ты, юный, ходя по различным злачным местам, успел приобрести чистое сердце!»

Пост с его ограничениями в питании, с требованием молитвы, духовной концентрации вводит человека в такие условия, которые  помогают  ему заботиться о своей душе. Этим средством пользовались все великие подвижники, преподобные и праведные.

Кроме того очень важно не забывать, что, оставляя пост телесный, мы можем ввести в соблазн своего ближнего, а именно об этом предостерегает нас сегодня апостол Павел. Если мы едим в пост скоромную пищу, считая, что это не имеет значения, или  делаем что-то, по нашему мнению не имеющее значения по отношению к Евангелию, мы должны помнить, что можем нанести вред нашим ближним. «Согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, – мы, по слову апостола – согрешаем против Христа». Чтобы избежать этого мы должны  иногда отказываться даже от того, что нам не возбраняется, если это может оказать негативное воздействие на духовное состояние нашего ближнего.

Будем помнить, дорогие братья и сестры, что наше поведение, наши поступки имеют значение не только для нас, но и для спасения наших ближних.  Поэтому, подражая апостолу Павлу, будем стараться устраняться от всего того, что может нанести вред не только нам, но и нашим ближним. Аминь.

Проповедь студента II курса магистратуры Церковно-исторического отделения Санкт-Петербургской духовной академии чтеца Виктора Вытнова, произнесенная в Неделю о Страшном Суде 6 марта 2016 г. в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова за Божественной литургией.


Опубликовано 06.03.2016 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter