В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали повествование о встрече Господа нашего Иисуса Христа с Закхеем. Священное Писание говорит, что Закхей был «начальник мытарей и человек богатый» (Лк 19:2). Мытарями в то время евреи называли людей, собиравших подати в пользу римских властей – очередных поработителей еврейского народа. Мало сказать, что этот класс общества не пользовался уважением, но даже общение иудея с мытарем считалось чуть ли не грехом. Для этого, безусловно, были свои причины. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Мытари, по большей части, вдавались в лихоимство…», которое, становясь страстью, привязывается «…под предлогом неупустительного исполнения законов, ко всем мелочам, изобретает виновность для невинных, усиливается придать таким поведением вид справедливости бесчеловечным притеснениям и жестокостям, совершаемым над ближними». Закхей же, как повествует Евангелие, был «начальником мытарей» и потому имел особые возможности и полномочия для удовлетворения своей страсти. В качестве причины, родившей в душе мытаря сребролюбие, тот же святитель указывает следование Закхея общепринятому обычаю поведения, связанному со стремлением к земному преуспеянию.
Не то же ли самое иногда происходит с нами, когда все наши заботы ограничиваются земными интересами? Бывает, что иной человек так увлекается трудом по организации благоприятных условий своей жизни, что напрочь забывает о ее временности. Скажи такому человеку: «Надо бы в Церковь пойти», – и он ответит с полной уверенностью в своей правоте, что занят трудом и поэтому может быть извинен. Происходит подобное и среди нас студентов, когда нежелание молиться оправдывается жаждой новых знаний. Замечательны в этом отношении слова блаженного Иеронима Стридонского: «Будем на земле учиться тому, знание чего будет неразлучно с нами и на небе».
Один проповедник, как-то раз сравнил такое «небесное знание» с изучением языка. Тот, кто не выучил язык, не сможет чувствовать себя уютно в чужой стране, потому что всегда будет страдать от непонимания. Так и мы, не научившись жить по воле Божьей на земле, как сможем исполнять ее на Небе? Некоторые спросят: «Как жить по воле Божией?» Ответ на этот вопрос чрезвычайно прост. На каждом вечернем богослужении, мы слышим такие слова 102 Псалма, читаемого в шестопсалмии: «Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя» (Пс 102:7).
Воля Божия – это Его святые Заповеди, и желающий творить волю Божию должен все свои действия соотносить с этими Заповедями. Итак, получаем ли мы образование или обустраиваем свою земную жизнь, всякий труд должен восприниматься нами лишь как средство приобретения духовных плодов, которыми по слову святого апостола Павла являются «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5:22).
Закхей, прежде никогда не искавший жизни согласно Заповедям Божьим, увидев Господа Иисуса Христа, был поражен обращенными к нему словами. Господь сказал: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк 19:5). Греческое слово передающее вход Господа к Закхею (Лк 19:7) означает, что Спаситель намеревался не просто посетить его дом, но остаться у него на ночлег. Эти слова Спасителя создают «такое ощущение, что весь путь в Иерихон Господь проделал специально, чтобы прийти в гости к этому странному человеку…». Странному уже только потому, что он, презрев свое высокое положение и общественное мнение не побоялся выглядеть смешно, влезая на дерево, ради того, чтобы увидеть Мессию.
Такое внимание, оказанное человеку, осознавшему свой грех, не заставило долго ждать результатов. Закхей сказал вошедшему под его кров Спасителю: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк 19:8). Святитель Игнатий пишет: «В этом обете заключается сознание греха, покаяние и исправление, соединенные с величайшим самоотвержением». Господь Иисус Христос не просто одобряет такое намерение Закхея, но говорит, что вместе с намерением он приобрел спасение.
Очень часто мы слишком трепетно относимся к тому, что подумают о нас другие. Одна замечательная русская пословица гласит: «Береги честь смолоду». И это правильно. Но честь, пожалуй, это нечто большее, чем общественное мнение. Честь можно определить именно как соотнесение собственных поступков с заповедями Божьими. Чужое мнение всегда изменчиво, и что еще вчера считалось отвратительным, сегодня становится чуть ли не эталоном красоты. Господь же всегда просит от человека одно – чистое от пороков сердце. Святой апостол Павел в Послании к Евреям восклицает: «Иисус Христос вчера и днесь, Той же и во веки» (Евр 13:8).
Как тогда, Господь, увидев смирение Закхея, не замедлил прийти, поселиться и спасти его, так и сегодня Он смотрит на каждого из нас, пришедших в храм для того, чтобы если не встретить, то хотя бы почувствовать присутствие Спасителя. И если в нас еще теплится желание видеть Бога, то и Господь Иисус Христос обязательно посетит нас, лишь бы сердце наше было открыто к Его словам и готово к исполнению Его заповедей.
Проповедь студента I курса библейско-богословского отделения магистратуры чтеца Вячеслава Чернова, произнесенная на Божественной литургии в храме Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади 14 февраля 2016 года.