Покойный ректор, преосвященный Антоний, напутствуя нас, называл академию “матерью”. И, конечно, мы, здесь учащиеся, вскормленные и взлелеянные ее лаской и любовью, должны именоваться детьми, а ее именовать матерью… Я глубоко верю, что эта хмара русской жизни пройдет. Разойдется, исчезнет туманное облако, как в свое время оно прошло в лице Юлиана Отступника. И я верю, что снова засияет Христос Бог наш, успокоит наши исстрадавшиеся души. Снова покроет Он Своим светом матушку академию (из слова святителя Тихона, Патриарха Московского).
В 1809 году в связи с общей образовательной реформой в Российской империи в Петербурге была учреждена Духовная академия, преобразованная из Александро-Невского духовного училища. До 1819 года академия размещалась в Федоровском корпусе Александро-Невского монастыря, отданного под академию митрополитом Амвросием (Подобедовым) (1742-1818). Однако скоро эти помещения стали довольно тесными для располагавшихся там учебных заведений – академии, семинарии и училища, тем более что здесь же были устроены квартиры для преподавателей и администрации. В 1811 году митрополит Амвросий инициировал вопрос о постройке нового здания и провел конкурс на подходящий проект. В результате был утвержден план молодого архитектора Иосифа Ивановича Шарлеманя, ученика архитектора Луиджи Руска, с поправками учителя. В марте 1817 года повелением императора Александра I проект утвердили, и была сформирована Строительная комиссия, в которую входили сам митрополит Амвросий, ректор академии архимандрит Филарет (Дроздов), архитектор Луиджи Руска и другие.
Для академического корпуса был отведен участок у Обводного канала. 10 июня 1817 года митрополитом Амвросием была освящена закладка академического корпуса. В 1819 году строительство, осуществленное на церковные средства, было окончено и здание сдано в эксплуатацию. 26 августа того же года петербургский митрополит Михаил (Десницкий) (1762-1821) освятил храм на втором этаже, и все помещения корпуса.
Интересно отметить, что главный фасад возведенного в стиле классицизма трехэтажного здания с ионическим колонным портиком в центре, обращен в довольно узкий двор, а к каналу корпус выходит боковым фасадом. Разрабатывая проект, архитекторы ставили здание лицом к Неве, наверняка рассчитывая, что напротив здания академии иных построек не возведут. Корпус Духовной академии был построен достаточно прочным и с наименьшими материальными затратами. Согласно официальному отчету за 1821 г.: «все каменные входы, крыльца, галереи, лестницы соединяют в устроении их надежную на долгое время прочность с красотою и отменным удобством для проходящих» [1].
Как уже упоминалось выше, помимо аудиторий, классов и иных служебных помещений в здании Духовной академии находился домовой храм, посвященный Двенадцати апостолам. Церковь была светлой, в двусветном зале, и отделана в стиле ампир. Белый с золочеными капителями одноярусный иконостас, украшенный коринфскими пилястрами, имел полуциркульную форму. Бывший ректор академии святитель Филарет (Дроздов), ставший к тому времени архиепископом московским, сделал ценный подарок – напрестольное Евангелие в золотом окладе. Обер-прокурор Св. Синода А.Н.Голицын пожертвовал на украшение академического храма 500 рублей, а студенты на личные средства написали икону Спасителя, благословляющего своих учеников. Церковь была поистине сердцем этого академического храма науки. Здесь ежедневно совершались богослужения, проходили самые значимые события, например, встречи почетных гостей, правящих архиереев, новоназначенных ректоров. Здесь молились и совершали богослужения многие, кто впоследствии был прославлен в лике святых: праведный Иоанн Кронштадтский, святитель Тихон, Патриарх Московский, святитель Николай Японский и многие другие.
В 1881-1882 годах здание было расширено по проекту гражданского инженера Д.В. Люшина: к боковым выступам здания со стороны двора сделали небольшие трехэтажные пристройки. В те же годы в академическом саду по проекту Люшина был возведен новый трехэтажный корпус для библиотеки и служебных квартир. В 1889 г. в академии появляется техническая новинка – водопровод. Обществом С.-Петербургских водопроводов были проложены уличные линии труб по Шлиссельбургскому проспекту и набережной Обводного канала, а затем при наблюдении приглашенного правлением академии архитектора Николая Никонова были проложены трубы к академической водопроводной ветви. Таким образом к 26 августа 1889г. работы по прокладке водопроводной ветви в академии были закончены, и с того же числа здания академии стали снабжаться невской водой» [2].
Обновился и академический храм: летом 1903 года в нем был произведен ремонт, была обновлена роспись, «Стараниями и усердием ктитора Д.И.Поршнева академическая церковь за два года очень украсилась. Южная и северная стены храма украшены четырьмя прекрасными картинами: Рождества Христова, сошествия Св. Духа, сошествия Спасителя во ад и крещения Руси. На алтарной половине тех же стен в четырех группах начертаны во весь рост двенадцать святых. <…> Все эти картины – копии лучших русских художников Васнецова, Нестерова и др. Кроме стенной живописи, академический храм украсился несколькими картинами, писанными на стекле, кои вставлены в окна верхнего яруса в алтаре. Картины эти изготовлены на пожертвования Санкт-Петербургского духовенства и представляют собою прекрасные копии васнецовских произведений. Залитый огнем массы электрических лампочек, академический храм представляет теперь собою во время богослужения чудную картину» [3]. 31 августа храм был освящен малым чином.
Планировалось и дальнейшее благоустройство академии, однако в то время сбыться этим мечтам было не суждено…
В 1918 г. в огне жестокого и беспощадного бунта Петроградская духовная академия сполна разделила горькую участь Русской Церкви, русского народа и великой русской культуры, вовлеченных в трагедию революционных событий. Закрытию Духовной академии предшествовал короткий период, когда ее руководство вело переговоры с Петроградским Университетом о включении академии в состав университета на правах богословского факультета. Тем временем 1 апреля (19 марта) 1918г. совет академии получил постановление Комиссариата народного просвещения о том, что академия не является «потребностью современного государственного строя и подлежит закрытию». [4]
3 июня 1918 г. в последний день архипастырского визита в Петроград академию посетил Святейший Патриарх Московский и всея России Тихон. После краткого молебна в храме Двенадцати апостолов Святейший Патриарх Тихон обратился к приветствовавшим его профессорам, преподавателям, студентам и гостям академии с трогательным словом, вспоминая о светлых годах своего обучения в этих ставших для него родными стенах и скорбя о настоящем тяжелом положении. «Покойный ректор, преосвященный Антоний, напутствуя нас, называл академию “матерью”. И, конечно, мы, здесь учащиеся, вскормленные и взлелеянные ее лаской и любовью, должны именоваться детьми, а ее именовать матерью. Но, как я неоднократно говорил уже в своих беседах, никакая радость не бывает без печали. И моя радость при посещении академии растворяется со скорбью о тяжелом материальном ее положении. Оно мне хорошо известно, а вам, испытывающим его на себе, известно еще лучше. Но я глубоко верю, что эта хмара русской жизни пройдет. Разойдется, исчезнет туманное облако, как в свое время оно прошло в лице Юлиана Отступника. И я верю, что снова засияет Христос Бог наш, успокоит наши исстрадавшиеся души. Снова покроет Он Своим светом матушку академию. Сие буди, буди…» [5].
Спустя почти столетие слова этого великого исповедника христианской веры и мужественного защитника Русской Православной Церкви в точности сбылись. Вновь под сводами храма Двенадцати апостолов с победным торжеством раздаются стройные аккорды церковных песнопений, вновь молитва возносится от некогда оскверненного алтаря, в очередной раз подтверждая слова Христа о том, что никогда, до самых последних времен врата адова – царство атеистической тьмы и богоборчества, не одолеют ее…
Но тогда Духовной академии ее преподавателям и студентам еще предстояло пройти тернистым путем русской голгофы. С каждым днем ухудшалось материальное положение академии, лишенной государственной поддержки. 12 декабря (29 ноября) 1918 г. На очередном заседании Совета академии был рассмотрен «указ Святейшего Патриарха, Святейшего Синода и Высшего Церковного Совета от 19 октября – 1 ноября 1918 года за № 675, о невозможности для Высшего Церковного Управления ассигнования с 1919 года средств на содержание Академий» [6]. Этим указом участь академии была предрешена. Тем более, что уже к тому времени само здание академии явно незаконным путем было реквизировано в пользу приюта для дефектных детей.
Санкт-Петербургская православная духовная академия на время прекратила свое существование. В марте 1920 г. воспитанники приюта разгромили храм двенадцати апостолов. В 1922 году был разобран иконостас. Вспоминая о тех трагических днях, профессор Глубоковский, чья научная и преподавательская деятельность долгие годы была связана с Духовной академией, пишет: «…Накануне я обошел на лаврском кладбище все дорогие могилки и поклонился праху моих покровителей, например, митрополита Антония (Вадковского) и моих коллег, сотворив краткую тихую молитву в память их. Потом я направился и в здание Академии, где прошла вся моя научная жизнь. От ее прежнего здания сохранилась лишь на фронтоне скульптурная фигура Ангела с крестом, а все остальное, включая домовую церковь с алтарем, было скотски опоганено большевицким приютом «дефективных детей», с хулиганами 20-30 лет, которых приходилось выводить на прогулки в академический сад при охране солдат с заряженными ружьями… Я не имел сил и мужества подняться наверх, представлявший отвратительную клоаку, о чем я знал «ощутительно», почти до обморока, на опыте, бывая там, в качестве одного из надзирателей за академическим архивом по обязанности служащего в большом Синодальном архиве. Отборные гады развели свою отборную гадость на месте святе… Ограничился я тем, что в пустынном теперь вестибюле распростерся на пол и с молитвою и слезами облобызал те плиты, по которым и сам некогда ходил на дело свое и на делание до страшного вечера… Академия была для меня как бы родной дом отчий, тем более священный, что такового, в прямом смысле, я никогда не имел и не знал…. Невыразимо скорбно было на душе». [7]
В конце 1927 здание вновь поменяло владельца. Там расположился северный факультет Восточного института. С осени 1941 г. академический корпус использовался в качестве военного госпиталя, а после окончания Великой Отечественной войны его занимали Ремесленное училище № 16 (в 1947-1951 гг.), Индустриально-педагогический техникум, Институт повышения квалификации работников профессионально-технического образования. Возрожденной в 1946 году Ленинградским Духовным академии и семинарии позволили расположиться в здании бывшей Петроградской семинарии, пострадавшем от бомбардировок во время войны.
В августе 1951 года согласно указу совета министров СССР здания ремесленного училища №16 перешли Ленинградскому техникуму физической культуры и спорту. В бывшем академическом храме, где в течении почти ста лет будучи студентами молились и духовно возрастали многие выдающиеся духовные и светские деятели Российской истории, теперь разместили спортивный зал.
После перестройки и распада Советского союза, вопрос о возвращении академического здания, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, в качестве объекта культурного наследия регионального значения, законным владельцам был поднят в 1993 году. Тогда же вышло распоряжение городской мэрии «Об использовании комплекса зданий по Набережной Обводного канала, д. 7″, согласно которому весь комплекс должен быть передан епархии» [8].
К осени 2013 года в процессе возвращения комплекса исторических зданий Санкт-Петербургской духовной академии были достигнуты значительные успехи. 29 ноября в академическом храме Двенадцати апостолов заместителем руководителя Территориального управления Росимущества в городе Санкт-Петербурге Станиславом Игоревичем Шульженко и ректором Санкт-Петербургской православной духовной академии епископом Петергофским Амвросием был торжественно подписан акт о передаче исторического здания Русской Православной Церкви академии на праве безвозмездного и бессрочного пользования. Во исполнение норм Федерального закона № 327-ФЗ от 30 ноября 2010 года «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» исторический корпус Петербургской духовной академии был передан в собственность Русской Православной Церкви.
За время пребывания в чужих руках здание академии в значительной мере обветшало, и на реставрацию требуются немалые средства. Однако мы твердо верим, что с помощью Божией, предстательством и заступничеством Пресвятой Богородицы и небесных покровителей, Санкт-Петербургская духовная академия вновь засияет в первозданной красоте и в полноте духовного и интеллектуального богатства. Молитвы тех святителей, исповедников и праведников для кого в свое время Петербургская академия явилась подлинной Alma Mater, воспитавшей своих сынов в вере и благочестии, не может не быть услышанной.
Материал подготовил Николай Аринушкин
[1] Родосский А. Биографический словарь студентов первых XXVIII-ми курсов С.-Петербургской духовной академии: 1814-1869 гг. СПб.: Тип. И.В.Леонтьева, 1907. С.IV. Здесь же см. подробное описание нового академического здания.
[2] Отчет о состоянии СПбДА за 1889 г. // Годичный акт в СПбДА в 1890 году (19 февраля). СПб., 1890. С.93-94.
[3] Уберский И. Храмовый праздник в академии // ЦВ. 1905. №27. Ст.844-845.
[4] ОР РНБ. Ф.194. Оп.2. Д.25. Л.33.
[5] Патриаршие дни в Петрограде // ПЦЕВ. 1918. №16. С.4.
[6] ЦГИА СПб. Ф.277. Оп.1 Д.3906. Л.131.
[7] Н.Н. Глубоковский. Академические обеты и заветы. М., 2005, С. 103
[8] Шкаровский М. В. Санкт-Петербургские (Ленинградские) Духовные школы во 2-й половине XX — начале XXI века. [Электронный ресурс], http://www.sedmitza.ru. Дата обращения: 28.11.2013