Д.А. Карпук. «Идите, научите все народы».

Д.А. Карпук. «Идите, научите все народы».

Торжество Православия – это не только воспоминание о нашем славном и героическом прошлом. Торжество Православия – это, в том числе, еще и ежегодный призыв Матери Церкви к нам с вами брать с собой драгоценный жемчуг, которым мы обладаем по милости Божией, и нести его другим.


Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Представим, дорогие отцы, братия и сёстры, ситуацию, когда нам нужно рассказать человеку, только знакомящемуся с христианством, о вере, исходя из богослужебного цикла. И так получилось, что начать нам надо с подготовительных недель к Великому посту.

Открываем церковный календарь, и первой идет неделя о мытаре и фарисее. Прекрасно! Для начала нужно разобраться в этой архаичной терминологии и выяснить, например, чем бы каждый из названных лиц занимался в настоящее время. Далее идет неделя о блудном сыне. Понятно, что для человека внешнего, для человека не укорененного в христианской традиции главное слово в этом словосочетании — не «сын». Дальше – интересней! Неделя о Страшном суде. Здесь всё относительно просто, ведь вопрос об Апокалипсисе всегда был излюбленной темой для всех времен и народов. Пофантазировать на тему о конце мира, о том, как это будет – милое дело! Наконец, последняя неделя перед началом поста – Адамово изгнание. Здесь вам и понятие о первородном грехе, и вопрос о рае – где он находился? В космосе или в Древней Месопотамии. Сам Великий пост открывает, как кажется, бесконечную тему о соотношении настоящего христианского воздержания и бытовой диеты.

Но вот наступает первая неделя великого поста – Торжество Православия. И здесь наш собеседник не выдерживает: «Торжество, простите, чего? Православия? Извините, но на дворе XXI век! Вокруг плюрализм мнений, религиозная толерантность! Нет и не может быть торжества какой-то одной веры, конфессии или деноминации».

И что сказать в ответ, что ответить на это замечание? Действительно, мы пытаемся, например, ввести и вводим Основы православной культуры в школах. И сразу же оправдываемся. Мол, это всего лишь один из шести модулей. Есть еще основы светской этики, основы буддизма, основы ислама.

Интересно, что бы подумали о таком Торжестве Православия участники того собора, того самого крестного хода, состоявшегося в далеком, но вспоминаем сегодня, 843 году в Константинополе, когда и было совершено первое празднование Торжества Святой Православной веры после практически полуторавекового, причем противостояния кровавого с иконоборцами? Не записали бы те подвижники и исповедники нас с вами в ряды трусов? А если бы записали, то были бы они правы?

Конечно, мы в качестве оправдания говорим, что времена изменились, что говорить о вере нужно теперь более мягко и деликатно. И это действительно так. Времена изменились. Но неизменным остался завет Господа нашего Иисуса Христа: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20).

И что же мы? Идем? Безусловно, сказывается вековая привычка, когда проповедь на Руси проходила везде примерно одинаково: впереди священник с крестом, а за ним солдат с ружьем. И тысячи и десятки тысяч жителей Севера, Сибири, Дальнего Востока принимали крещение. Очень удобный метод: просто, быстро, эффектно, а самое главное – можно доложить начальству. Сейчас, конечно, уже не так, хотя иногда может показаться, что отдельные церковные деятели не прочь вернуть все на круги своя, забывая, что при такой модели церковно-государственных отношений Церковь ожидают очень много подводных камней. И однажды мы уже сели на мель.

Можно ли возвещать о Христе как-то иначе? Конечно, можно. Об этом нам говорит наше же богатейшая миссионерская традиция. Чего только стоит деятельность таких людей, как преподобный Макарий (Глухарев), святитель Иннокентий (Вениаминов), святитель Николая Японский. Но эти имена из позапрошлого века, а что же сейчас? А сейчас довольно часто можно прочитать, что в такой азиатской стране погибли 3 католических миссионера, в таком исламском государстве были убиты 2 протестантских проповедника. И так происходит практически каждую неделю. Суммируя эти сводки с фронтов духовных сражений, получается, что ежегодно погибает 30-40, а то и больше  христианских миссионеров. И эти цифры провоцируют на весьма неудобный в этот торжественный для нас день вопрос – а сколько в год погибает православных миссионеров? А дальше следует совсем неприличный вопрос – а они вообще есть, эти православные миссионеры и проповедники? Если они есть, это замечательно! А если их вообще нет, то о каком торжестве веры можно говорить нам с вами?

Ведь Торжество Православия, очевидно, это не самоуспокоение и самоублажение, что, какие мы молодцы, мы истинно веруем.

Торжество Православия – это не только воспоминание о нашем славном и героическом прошлом, хотя и это тоже очень важно и необходимо.

Торжество Православия – это, в том числе, еще и ежегодный призыв Матери Церкви к нам с вами брать с собой драгоценный жемчуг, которым мы обладаем по милости Божией, и нести его другим, не оправдывая себя, что вокруг только псы и свинья, готовые попрать жемчуг ногами, а нас растерзать (Мф. 7, 6). Пусть даже так! Тогда мы получим полное право встать в ряды участников крестного хода Торжества Православия и с полным основанием во всеуслышание провозгласить: «С нами Бог! Разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог!»

Аминь.


 Проповедь преподавателя Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Д.А. Карпука, произнесенная им на Божественной литургии 9 марта 2014 года в Неделю Торжества Православия в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова


Опубликовано 09.03.2014 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter