Хотелось бы отметить одну особенность преподавания Священного Писания Ветхого Завета. Обычно это преподавание представляет собой рассказы о библейских героях и событиях, которые происходили когда-то очень давно. Всё это конечно интересно, но в результате теряется понимание того, для чего христианину необходим Ветхий Завет и как он связан с Новым.
Такое увлечение историей не дает возможность преподавать Ветхий Завет, как рассказ о Мессии. Поэтому учащиеся, лишь случайно слышат упоминания о Спасителе. Он видится ими, заслонённый длинным рядом ветхозаветных патриархов, судей, царей и пророков. Только немногие из изучивших курс Ветхого Завета, приходят к выводу, что эта история в своей сущности есть история подготовки Богом евреев и всего человечества к принятию Искупителя, а вовсе не изложение событий из жизни родоначальников и вождей избранного народа[1].
Есть ещё одна опасность увлечение историей. Это может привести к пренебрежению Ветхим Заветом и представлению о том, Новый Завет отменяет Ветхий. Существование подобной практики и оправдывающих её мнений — очень тревожный симптом, поскольку презрение к Ветхому Завету — характерная черта многих древних еретиков[2]. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть список ересей у прп. Иоанна Дамаскина: «Валентиниане: они отрицают воскресение плоти, отвергают Ветхий Завет… Архонтики… отрицают воскресение плоти и отвергают Ветхий Завет. Кердониане: они происходят от Кердона… он отвергает воскресение мёртвых и Ветхий Завет. Маркиониты… [учат] о том, что Новый Завет чужд Ветхого и Говорившего в нём… Севириане… Подобно другим еретикам, отвергают воскресение плоти и Ветхий Завет… Манихеи… Ветхий Завет и глаголавшего в нём Бога хулят» (О ста ересях вкратце. 31, 40-42, 45, 66)[3].
Однако, по учению Церкви основной темой Библии, начиная с первых глав книги Бытия (Быт. 3:15) и кончая последними главами Апокалипсиса (Откр. 21:6, 21; 22:20), является Богочеловек, Господь наш Иисус Христос. Замечательны по этому поводу слова Блеза Паскаля: «оба Завета взирают на Него, Ветхий как на своё упование, Новый — как на образец, и оба как на своё средоточие»[4].
Прп. Симеон Новый Богослов говорил: «Всё Божественное Писание, Ветхое и Новое, ведёт естественно больное человеческое естество к Иисусу Христу, единственному Врачу душ и телес наших» (Слово VI. 3)[5].
Из этих слов видно, что преподавателю Ветхого Завета нужно указывать учащимся на Христа. Такой метод преподавания полностью находится в русле православной традиции. Например, свщмч. Ириней Лионский писал: «Если кто станет внимательно читать Писания» (свщмч. Ириней имел в виду именно Ветхий Завет), «то найдёт в них речь о Христе и предизображение нового призывания. Ибо (Писания) суть сокровище, скрытое на селе, т.е. в мире, — ибо «село есть мир» (Мф. 13:38), — а сокровище, скрытое в писаниях, есть Христос, Который изображался посредством образов и притчей, потому что то, что относится к Его человечеству, невозможно было понять прежде исполнения пророчеств, т. е. пришествия Христа» (Против ересей. IV, 26, 1)[6].
Для того чтобы показать Христа в Ветхом Завете необходимо составить новую программу. Её главной темой должна быть не история, а понятие о «Завете», т.е. союзе Бога с человеком. Раскрытие этой темы позволит показать, что Христос — главное и основное Лицо Священного Писания, и Он — взаимосвязь Ветхого и Нового Заветов. Митрополит Платон (Левшин) утверждал: «Вся сила и существенное содержание Священного Писания есть Спаситель наш Иисус Христос… В Священном Писании содержатся разные вещи… Но всё сие ни куда клонится, как токмо к откровению предвечного совета Божия об Искуплении человеческого рода через Спасителя нашего Иисуса Христа»[7]. Такие лекции будет христоцентричной, так как позволят указать начало, центр и завершение Писания — Христа.
Прочтение Ветхого Завета через Новый, по мысли свт. Игнатия Брянчанинова, является одним из важнейших условий для правильного его понимания[8]. О том же говорил и свт. Афанасий Александрийский: «Ветхим доказывается новое, а новое свидетельствует о ветхом. Посему отрицающие последнее исповедуют ли то, что оным доказывается? Павел стал апостолом благовестия, «которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях» (Рим. 1:2). Сам Господь сказал: «исследуйте Писания, ибо… они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). Посему как же будут исповедовать Господа, не испытав прежде Писаний о Нём?» (К епископам Египта и Ливии окружное послание против ариан. IV)[9].
При построении курса важно помнит, что всё Священное Писание — это сверхъестественное нераздельное Божьего Откровение, составляющие «единое тело истины» (прп. Ефрем Сирин)[10] или единый Завет Бога с человечеством. В то же время необходимо понимать, что, несмотря на единство и богодухновенность всей Библия, Богу было угодно открыть Себя, сообразуясь с духовными и интеллектуальными способностями и дарованиями человечества. Оставаясь неизменным, Бог соразмерно уровню их понимания постепенно и непрерывно раскрывал учение о Мессии. Это и нужно показать в лекциях.
Говоря о едином Завете Бога с людьми, важно показать, что он распадается на несколько этапов.
Прежде всего, он разделяется на два Завета — «Завет первобытный» или «дел» и «Завет благодати» или «восстановленный».
Началом «Завета дел» со стороны Бога был Предвечный Совет, на котором предопределился план творения мира, искупления и спасения человечества (1 Петра 1:20). Концом этого Завета было обетование об Искупительном Семени жены (Быт. 3:15). Для человека первобытный Завет начинается с создания Адама и оканчивается падением людей. «Завет дел» — это союз между Богом и Адамом, по которому Адаму было за совершенное послушание обещана жизнь, а за неповиновение — смерть[11].
«Восстановленный Завет», начинается от первого обетования об Искупителе в раю и заканчивается концом мира. «Завет благодати» — это союз между Богом и грешником, по которому Бог обещает спасение по благодати, а грешник обещает жизнь в вере и послушании. Все ветхозаветные верующие, так же как и современные верующие входят в завет благодати.
Этот Завет в свою очередь делится на две части: на Завет Ветхий, в котором люди спасались верою в Искупителя грядущего, и на Завет Новый, спасающий верою в Искупителя пришедшего.
Ветхий Завет, имея началом Первоевангелие (Быт. 3:15), распадается на два: на Завет, заключённый Богом со всем человечеством через Адама и Ноя, и на Завет с избранным еврейским народом — через Авраама, Исаака и Иакова. Первый из этих двух заветов относится ко всем потомкам Адама до Ноя, (как это видно из 1 Пет. 3:18-20, 4:4-7), а после Ноя предназначен для всего человечества, не знавшего о других Заветах.
Завет, заключённый с еврейским народом через Авраама, был нарушен в Египте, но затем восстановлен, расширен и разъяснён через Моисея. О нём можно говорить как о двух: о «Завете патриархальном» — до Моисея и о «Завете подзаконном» — от Моисея до Христа.
Этот подзаконный завет дважды был подтверждён и возобновлён. В первый раз это произошло при царе Давиде, которому Господь обещал воздвигнуть из его рода Христа. Вторично — при Ездре, после того как десять израильских колен совершенно отпали от истинной веры; а Завет, заключённый с домом Давида, был ослаблен нечестием последних иудейских царей. В период последнего завета, заключённого при Ездре, окончательно прекратилось правление династии Давида, в Иерусалиме и Иудее воцарился идумей — Ирод. Наконец, пришёл в мир Искупитель, Которого с нетерпением ждало человечество и Который заключил Новый Завет.
На основании рассказов об этих периодах можно и построить программу.
Такая программа, во-первых, позволит показать единство Священного Писания как единого Свидетельства о Христе.
Во-вторых, это раскроет отношение между Ветхим и Новым Заветом как отношение между хорошим и лучшим Заветом. Хороший союз, который Бог предложил в Ветхом Завете, был отвергнут идолопоклонниками-израильтянами. Но Бог заменил его Новым Заветом благодати, ещё более милосердным, чем предыдущий.
В-третьих, станет видно, что этот ряд Заветов оказывается расположенным так, что каждый предыдущий из них входить своей существенной частью в последующий. Например, завет с Ноем, заключённый после потопа, органически связан с допотопным заветом; он просто дополнился подробностями благодатного общения. Завет с Моисеем не упразднил завета с Авраамом, скорее Моисеев завет был добавлен к Авраамову завету (Гал. 3:17-22).
В-четвёртых, учащиеся смогут увидеть, как общий Завет благодати в истории спасения отражается в каждом из специфических Заветов. Человеческие существа призваны по благодати, оправданы благодатью и с самого момента грехопадения входят в семью Божию по благодати.
При чтении лекций нужно постараться раскрыть следующие учения:
- Единый Бог в Троице, Создатель и Правитель Вселенной.
- Падение человечества.
- Искупление через Мессию.
- Спасения через веру.
- Божий Промысл в языческом мире.
1) Учение о Едином Боге в Троице, Создателе мира и Правителе Вселенной. Для раскрытия этого учения в программе необходимы две темы: «Предвечный совет» и «Историю творения невидимого и видимого мира».
В теме «Предвечный совет» необходимо рассказать о Предвечном совете Пресвятой Троице, на котором Бог-Отец избирает Сына вечным ходатаем, посылает Его творить Его волю, предопределяет творение мира, создание человека, падение людей и весь план спасения человечества. Бог-Сын, Творческое Слово, принимает на Себя дело создания мира невидимого и видимого, посредничество между Богом и творением, дело воплощения и искупления человечества, а Бог-Святой Дух выбирает Себе оживление первобытного хаоса и освящение искуплённого Сыном человечества[12].
В теме «История творения» описывается творение невидимого ангельского мира и мира видимого. Бог-Отец предопределил создать из Своей творческой воли и мысли духов, видимый мир и человека и вложил всю необъятность Своих творческих образов в Бога-Слово. Бог-Слово осуществил эти образы Своим мирообразовательным «да будет» сначала в небесных духах, а затем отобразив Себя в человеке, созданном по образу и подобно Божию. Дух Святой оживотворил землю, пока она не проявила своё современное устройство и не произвела из себя жизнь.
При дальнейшем изложении ветхозаветной истории важно показывать, что Ветхий Завет есть христианская книга; Ветхий и Новый завет говорят об одном и том же Боге. Очень плодотворным может оказаться анализ образа Ангела Господня — Существа, которое, хотя и названо ангелом, но говорит, действует и называется как Бог. В христианской экзегетике явления этого Ангела в Ветхом Завете рассматриваются как явления второго Лица Пресвятой Троицы — Бога-Сына (Быт. 16:7-11, 22:11-12, 15, 31:11-13, 48:15-16; Исх.3:2, 4-5). Более того, Святые отцы рассматривали всякое явление Бога в истории Израиля как действия не Бога-Отца, а Бога-Сына[13]. О таком понимании свидетельствует и православное богослужение. Например, иудеев через Красное море провёл Христос: «Коня и всадника в море Чермное … Христос истрясе, Израиля же спасе» (Ирмос 1 песни воскресного канона, глас 5).
2) Учение о падении человечества. Во всей выразительности, глубине, важности, и полноте это учение раскрывает, конечно же, рассказ о грехопадении первых людей. Та же идея о греховности человека проходить красной нитью и через всю ветхозаветную историю, начиная с повествования о Каине и кончая описанием всеобщего ожидания Мессии перед Рождеством Христовым. Её иллюстрируют эпизоды, в которых:
- видна слабость и растлённость нравственных сил человека, например, «Смешение племён», «Всемирный потоп», «Призвание Авраама» и др.;
- говорится о невозможности оправдания пред Богом делами закона, например, «Осуждение Моисея», «Падение Давида»;
- указаны неудержимая склонность к греху, например, «Слабости Соломона»;
- описан перевес зла над добром, если не действительный, то, по крайней мере, кажущийся, например, «Вавилонское столпотворение», «Нарушение евреями Завета»;
- определяется значение Моисеева закона, как показателя и обличителя греховности человека, например, «Законы Моисея о священнодействиях»;
- приведены вопли и стоны ветхозаветных праведников, сознающих свою беспомощность и ищущих Искупителя, например, «История Иова», «Видение Бога пророком Исаиею», «Видение Бога Илиею».
При рассказах о ветхозаветных праведниках нельзя умалчивать о негативных сторонах их характера. Это покажет учащимся силу греха и послужит хорошим поводом поговорить о единстве нравственного учения Ветхого и Нового Завета. Более того это позволит показать, что в смысле учения Новый Завет по существу не даёт ничего нового[14]. О том новом, что принёс Христос говорит свщмч. Ириней Лионский: «Если у вас возникнет такая мысль, и скажете: что же нового принёс Господь пришествием Своим? То знайте, что Он принёс всё новое тем, что принёс Себя Самого и тем обновил и оживотворил человека» (Против ересей. IV, 34, 1)[15].
3) Учение об искуплении человечества через Христа раскрывается в разнообразных пророчествах и прообразах, особенно в тех, где говорится о пришествии на землю Искупитель, Который спасёт падшего человека от греха, проклятия и смерти. Обетование Избавителя, данное падшим прародителям ещё в раю (Быт. 3:15), — это начало непрерывной цепи ветхозаветных мессианских пророчеств, которые начались Адамом и кончились Захарией, отцом Иоанна Крестителя. Христос будет Семя жены, Которое сотрёт главу змия. С эпохи Ноя это обетование уточняется: семенем жены называются лишь дети Сима (Быт. 9:26). В эпоху Авраама происходит новое уточнение. В его Семени (т.е. в Иисусе Христе, по толкованию ап. Павла, Гал. 3:16) возвещается спасение всему человечеству (Быт. 12:2-3; 13:1, 6; 15:5; 17:6-7; 18:18). Впоследствии из потомства Авраама был выделен Исаак (Быт. 21:12), а потом Иаков (Быт.27:27, 28:13-14), позднее Иаков даёт особое благословение своему сыну Иуде о рождении у него потомка, обетованного Примирителя и чаяния народов (Быт. 49:8-10). В дальнейшем ещё чётче определялись различные черты мессианского служения. Так, пророк Валаам говорит о царственной власти Мессии (Чис. 24:17), Моисей — о Его тройственном служении: царском, первосвященническом и пророческом (Втор. 18:18-19). Он будет величайший пророк, которого сыны Израиля будут обязаны слушать больше, чем самого Моисея. Этот обетованный Избавитель будет Богочеловеком. Он будет потомком царя Давида и в то же время Сыном Божий (Пс. 2:4). Он — сам Яхве (Пс. 109), поставлен от Господа не только вечным первосвященником, но и вечным царём над Сионом (Пс. 71:17), божественным пророком, учителем, у которого благодать льётся из уст и наполняет всю землю ведением. Он, будучи самим Богом, в то же время есть и Помазанник Божий, Христос (Пс. 44:3-8; 2:2-7). Время Боговоплощения было определено ещё патриархом Иаковом, который, благословляя сына своего Иуду, предсказал, что Примиритель придёт, когда «оскудеют» князья от колена Иудина и вожди избранного народа. По пророчеству Даниила, с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа предназначено 68 семилетий, по истечении которых будет предан смерти Христос (Дан. 9:25-27). Наконец, пророк Аггей прямо указывал, что слава второго Иерусалимского храма будет больше, нежели первого (Агг. 2:9), а Малахия обещал появление Предтечи, который приготовить путь перед Христом (Мал. 3:1). Предсказываются многие события из жизни Мессии — о происхождении Мессии из царского рода Давидова (2 Цар. 7:12-14), о рождении в Вифлееме (Мих. 5:2) от Девы (Ис. 7:14), о схождении на Него Духа Божий всеми своими дарами (Ис. 61:1), о торжественном входе в Иерусалимский Храм (Мал. 3:1), о крестных страданиях и смерти (см. Ис.53; Пс. 21:17-19; 39:79; 40:9-10; 68:22; Зах. 11:12), о славном воскресении (см. Ис. 53:9-21; Пс. 15:10; 19:6-7; 40:11; 67:2), о заключении Нового Завета (Иер. 32:40; Иез. 34:23-25), о наступлении Его благодатного царства (Пс. 21:28-32; 44:7; 14-17; 71:7-19; Иоил. 2:28; Ис. 35:1-2, 10; 61:1-2), и о Его Втором Пришествии (см. Дан. 7:25; 12:7; Зах. 14:2-3, 9). Можно утверждать, что нет ни одной черты из жизни Христа, которая не была бы предуказана в Ветхом Завете[16].
Здесь необходимо сделать важное замечание. Преподаватель не должен разделять Священное Писание и, воздавая почитание Новому Завету, рассматривать Ветхий Завет только как приготовление к нему. Экзегет должен стремиться раскрыть вечное значение Ветхого. Толкователю необходимо видеть, что существует одно Божественное Откровение и единый Завет между Богом и человеком. Этот Завет неоднократно возобновлялся, достигая всё большей глубины и значения. При всей контрастности существует и глубинное созвучие Ветхого и Нового Заветов. Новозаветное Откровение не может раскрыться без Ветхозаветного. Покрывало, лежащее на Ветхом Завете, снимается во Христе (2 Кор. 3:14). Но для человека, жившего до Христа, все ветхозаветные постановления имели непосредственное и божественное значение. Можно сказать, что Ветхий Завет — это не просто условные знаки, обозначающие путь к Новому Завету, не предисловие к нему, а напряжённая духовная жизнь, возводящая человека к Евангелию[17].
4) Учение об оправдании ветхозаветного человека верою в грядущего Искупителя. Этим учением проникнуты все рассказы обо всех ветхозаветных святых, которые с верой ждали Пришествия обетованного Мессии. Свою славу они все заслужили верой в истинного Бога, своими подвигами и непоколебимой надеждой на грядущего Мессию. Перечисление этих святых можно найти в 11 главе Послания к Евреям. Автор Послания указывает на те подвиги веры, которые совершали святые. Во время лекции именно на эти подвиги нужно обращать внимание учащихся.
5) Учение о Промысле Божием, действовавшем в языческом мире можно раскрыть через описание исполнения того Завета, который Бог заключил через Ноя со всем человечеством. Это возможно показать в следующих событиях. Бог являет своё замысел и сходит на землю, чтобы произвести Вавилонское смешение народов (Быт. 1:11-10). Господь обозначил как в пространстве, так и во времени границы каждого народа (Втор. 32:8). Он проявлял свою заботу не только о предках еврейского народа, но и о Мелхиседеке и об Иове, о Валааме, Рааве, Руфи, Неемане. Его Промысл можно увидеть в истории пророка Иона, Навуходоносора, Кира, Александра Македонского. Промысл Божий виден и в предсказаниях о будущем древних народов, оставленных Исаиею, Иеремиею, Иезекиилем и другими пророками, и в видении Навуходоносора о будущности языческого мира. Наконец, Промысл виден в переводе Священных еврейских книг на греческий язык и в появлении прозелитизма, который, привлекая язычников к вере в истинного Бога, тем самым готовя их к принятию христианства.
Не нужно объяснять, что все эти учения раскроются в сознание учащихся не в виде отвлечённых догматических или моральных положений, а в виде живых рассказов о ветхозаветных лицах и событиях. Поймут ли учащиеся, что такой-то рассказ иллюстрирует какое-то учение, — это вопрос равносильный вопросу о том, понимают ли и принимают ли вообще учащиеся истины веры. Конечно, когда учитель будет только сухо излагать догматы, или пересказывать исторические события, то невозможно будет и думать о смысле или плодотворности подобного преподавания.
Чтобы успешно изложить программу, в лекции должна включать три составляющие: история, прообразы и пророчества.
История. Историческая составляющая при преподавании Ветхого Завета является главной, т.к. Ветхий Завет есть, прежде всего, история. Но при преподавании нет необходимости до мелочей воспроизводить все события и подробно излагать деяния тех или иных ветхозаветных героев; достаточно брать лишь главное, т.е. идею Завета. Если представить историю Ветхого Завета, как ряд союзов Бога с человечеством и признать, что средоточием этих союзов был приход Искупителя, то станет понятным место той или иной истории.
Прообразы — это события, личности и установления Ветхого Завета, которые указывают на события, личности и установления более позднего времени в истории спасения. События или лица Ветхого Завета рассматриваются как реальные, но одновременно являющиеся своего рода поводами, с помощью которых Бог раздвигает исторические рамки и заставляет священного писателя и читателей задуматься над грядущими событиями[18]. При изложении той или иной истории или рассказе о каком-либо установлении необходимо указывать их прообразовательный смысл[19].
Прообразами Мессии и Его служения в Ветхом Завете являются многие личности (например, Авель, Мелхиседек, Исаак, Иосиф, Моисей, Давид, Соломон, Илия, Иона, Иеремия, Зоровавель, первосвященник Иисус); события (жертвоприношение Исаака, переход евреев через Красное море); предметы в видениях (лестница Иакова, храм славы Господней, виденный Иезекиилем, «несекомая гора» в видении Навуходоносора); материальные предметы (агнец пасхальный, неопалимая купина, ковчег завета, сосуд с манной, медный змей, камень источивший воду, вавилонская печь); установления (жертва всесожжения, сан первосвященника, богослужебные действия (Евр. 9:1-7; 10:1; 14-19; Рим. 4:11; Гал. 4:24-29; Мф. 12:40; Лк. 11:23; Ин. 10:14, 1 Пет. 1:19)[20].
Пророчества. Эта составляющая будет включать в себя рассказы о мессианских пророчествах. Особое внимание необходимо уделить пророчествам эпохи царя Давида. Самому Давиду было дано несколько мессианских откровений непосредственно и через пророка Нафана (2 Цар. 7:12-29; 1 Пар. 28:4, ср. Быт. 49:10; 2 Цар. 23:2-5). Откровения эти гласили, что Мессия произойдёте не просто из колена Иудина, но конкретно из дома Давида. Он будет праведным и кротким Царём, принесёт с Собой свет и жизнь, будет в самом тесном общении с Богом и заключит с Ним вечный Завет.
Образ Мессии как вечного Царя, величайшего Первосвященника и Страдальца за грехи мира раскрывается в мессианских псалмах[21], которые следует включить в программу. Это будет не особо трудно, т.к. многие псалмы написаны по поводу важнейших событий в истории царя Давида или Израиля. Например, Давид пророчествовал о Мессии, спасаясь от Саула (Пс. 21), после окончания преследования (Пс. 68), при вступлении на царство (Пс. 39), после завоевания Иерусалима (Пс. 109), при перенесении Ковчега Завета в Иерусалим (Пс. 23), по поводу восстания на него соседних народов (Пс. 2); по случаю разных побед (Пс. 88; 117; 131), по случаю брака Соломона (Пс. 44), при вступлении Соломона на престол. (Пс. 71) и т.д. В некоторых псалмах Давид говорит о Мессии так же, как, например, пророк Нафан (2 Цар. 7, ср. Пс. 2:7-9, 12; 109:1-6). В некоторых псалмах пророчество о Мессии раскрываются через воспоминание о бывших в век патриархов обетований (Пс. 71:17). В некоторых псалмах образ Мессии раскрывается в личных переживаниях (Пс. 8; 15:10-11; 21:17, 19, 20-22, 28-32; 23; 39:4, 7-9; 88:27-30; 131:11, 13, 17-18 и др.). Наконец, Давид предсказывал о Мессии в прообразах (Пс. 2; 21; 40; 44; 54; 87; 109; 117; и др.). Из всех этих псалмов наиболее важны: 2, 8, 15, 21, 23, 39, 44, 68, 71, 88, 109 и 131. На них при изложении «Завета Божия с Давидом» нужно сосредоточить внимание учащихся.
При разборе пророческих книг книги пророков Исаии и Иеремии целесообразно поставить на первом месте.
В книге пророка Исаии находится ряд ясных мессианских пророчеств. Это предсказание о рождении Эммануила (Ис. 7:14, 9:6-7); о пророческом служении Господа Христа (Ис. 9:1-2; 11:1-10; 35:1-10; 42:1-4; 50:4-5; 61:1-3); о Предтече Мессии (Ис. 40:1-11); о страданиях Мессии (Ис. 50:6-9; 52:13-53:12; 59:20-21); о славе Вечного Царства (Ис. 60:1-22).
В книге пророка Иеремии, хотя и немного мессианских пророчеств (Иер. 6:27; 9:1; 11:18-20; 23:5-6), но он сам является живым прообразом внутренних и внешних страданий Мессии (Иер. 1:5; Мф. 16:14; 23:37; 24:2; Лк. 23:28).
История о пророке Ионе представляет интерес как прообраз Воскресения Христа (Мф. 12:39-40, 16:4) и проповеди Евангелия (Мф. 12:41; Лк. 11:30, 32), а так же свидетельство Промысла Божия о языческих народах.
В книге пророка Иезекииля важны прообразы воскресении мёртвых (Иез. 34:1-14) и затворённых вратах храма (Иез. 44:1-4).
Историческую часть книги пророка Даниила можно ограничить содержанием лишь Дан. 1:1-4, 19-21; 2:1-49 и Дан. 3:1-26, 88-97. Пристальное внимание нужно уделить пророчествам о втором пришествии Спасателя (Дан. 7:13-14; см. Мф.26:63-65) и о седьминах (Дан. 9:20-27).
Из книги пророка Осии целесообразно разобрать пророчества о Церкви (Ос. 1:1, 2:23 ср. Рим. 9:25, 26; 1 Пет. 2:10) и о победе над смертью (Ос. 13:14 ср. 1 Кор. 15:55).
Книга пророка Михея содержит пророчество о рождении Мессии в Вифлееме (Мих. 5:2 ср. Мф.2:6).
О мессианских пророчествах Аггея (Агг. 2:9 ср. Евр. 12:26), 3ахарии (Зах. 3:8-9; 4:12-13; 9:9-10; 11:13; 12:10) и Малахии (Мал. 3:1-4 ср. Мф. 11:10; Мк. 1:2; Лк. 7:27; 4:5-6 ср. Мф. 17:10-11) можно рассказать в разделе о последнем Завете, заключённом при Ездре.
[1] Петровский С., прот. О новом построении священной истории Ветхого Завета по идее мессианской. Одесса, 1909, С. 2.
[2] Максимов Ю. «Неинтересный» Ветхий Завет. // «Православие и современность», 2008, 7 [Электронный ресурс] http://www.eparhia-saratov.ru/pages/5550_neinteresniy_vethiy_zavet
[3] Иоанн Дамаскин, прп. Творения. Т. 5. М.: Индрик, 2002.
[4] Цит. по: Даниель-Ропс А. Общее введение в Священное Писание. Библия. Брюссель, 1973, С. 15.
[5] Симеон Новый Богослов, прп. Творения. Т. I. М., 1892, С. 67-68.
[6] Ириней Лионский, свщмч. Творения. М., 1996, С. 386.
[7] Платон (Левшин). Полное собрание сочинений. СПб., 1913, С. 720.
[8] См: Штаудингер, Р., диак. Зачем читать Ветхий Завет? // «Альфа и Омега», 2007, 2, С. 24.
[9] Афанасий Великий, свт. Творения. Т. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902, С. 14-15.
[10] Сове Б. Тезисы по Священному Писанию Ветхого Завета для I конгресса православных богословов в Афинах (ноябрь 1936 года). // «Путь», 1936-37, 52, С. 68.
[11] Верклер Г. А. Герменевтика Принципы и процесс толкования Библии. Schaumburg: GospelLiteratureServices, 1995, С. 69.
[12] Петровский С., прот. О новом построении священной истории Ветхого Завета по идее мессианской. Одесса, 1909, С. 10.
[13] Брек И., протопресв. Чтение Священного Писания по учению Святых Отцов. / Православие и Библия сегодня. Сборник статей. К.: Центр православной книги, 2006, С. 161.
[14] Иларион (Троицкий) свщмч. Без Церкви нет спасения. М.: Сретенский монастырь, «Знамение», 1999, С. 3-4.
[15] Ириней Лионский, свщмч. Творения. М., 1996, С. 414.
[16] См. Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Заветов. Под ред. А. П. Лопухина. T. I. СПб, 1904, С. XI.
[17] Фаст Г., прот. Экзегетическое руководство к изучению Ветхого Завета (предисловие к учебнику) [Электронный ресурс] Сайт православной экзегетики «Пчела» http://beebible.narod.ru/protoierej-gennadij-fast-ekzegeticheskoe-rukovodstvo-k-izucheniyu-vetxogo-zaveta-predislovie-k-uchebniku.html
[18] Юревич Д., прот. Лекции по библейской герменевтике. [Электронный ресурс] http://iviron.ru/166/
[19] О прообразовательном смысле Священного Писания см.: Добыкин Д. Г. Введение в Священное Писание Ветхого Завета: курс лекций. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2013, С. 97-106.
[20] См. Смирнов М. С. Предъзображение Иисуса Христа и Его Церкви в Ветхом Завете. М., 1857.
[21] Каменский Н, свящ. Изображение Мессии в Псалтири. Казань, 1878.
Литература
- Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.
- Афанасий Великий, свт. Творения. Т. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902.
- Иоанн Дамаскин, прп. Творения. Т. 5. М.: Индрик, 2002.
- Брек И., протопресв. Чтение Священного Писания по учению Святых Отцов. / Православие и Библия сегодня. Сборник статей. К.: Центр православной книги, 2006.
- Верклер Г. А. Герменевтика Принципы и процесс толкования Библии. Schaumburg: GospelLiteratureServices, 1995.
- Даниель-Ропс А. Общее введение в Священное Писание. Библия. Брюссель, 1973.
- Добыкин Д. Г. Введение в Священное Писание Ветхого Завета: курс лекций. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2013.
- Иларион (Троицкий) свщмч. Без Церкви нет спасения. М.: Сретенский монастырь, «Знамение», 1999.
- Ириней Лионский, свщмч. Творения. М., 1996.
- Каменский Н, свящ. Изображение Мессии в Псалтири. Казань, 1878.
- Максимов Ю. «Неинтересный» Ветхий Завет. // «Православие и современность», 2008, 7 [Электронный ресурс] http://www.eparhia-saratov.ru/pages/5550_neinteresniy_vethiy_zavet
- Петровский С., прот. О новом построении священной истории Ветхого Завета по идее мессианской. Одесса, 1909.
- Платон (Левшин). Полное собрание сочинений. СПб., 1913.
- Симеон Новый Богослов. Творения. Т. I. М., 1892.
- Смирнов М. С. Предъзображение Иисуса Христа и Его Церкви в Ветхом Завете. М., 1857.
- Сове Б. Тезисы по Священному Писанию Ветхого Завета для I конгресса православных богословов в Афинах (ноябрь 1936 года). // «Альфа и Омега», 1994, 2.
- Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Заветов. Под ред. А. П. Лопухина. T. I. СПб, 1904.
- Фаст Г., прот. Экзегетическое руководство к изучению Ветхого Завета (предисловие к учебнику) [Электронный ресурс] Сайт православной экзегетики «Пчела» http://beebible.narod.ru/protoierej-gennadij-fast-ekzegeticheskoe-rukovodstvo-k-izucheniyu-vetxogo-zaveta-predislovie-k-uchebniku.html
- Штаудингер, Р., диак. Зачем читать Ветхий Завет? // «Альфа и Омега», 2007, 2.
- Юревич Д., прот. Лекции по библейской герменевтике. [Электронный ресурс] http://iviron.ru/166/