Д.Г. Добыкин. Христоцентризм Священного Писания как основа преподавания Ветхого Завета

Хотелось бы отметить одну особенность преподавания Священного Писания Ветхого Завета. Обычно это преподавание представляет собой рассказы о библейских героях и событиях, которые происходили когда-то очень давно. Всё это конечно интересно, но в результате теряется понимание того, для чего христианину необходим Ветхий Завет и как он связан с Новым.

Такое увлечение историей не дает возможность преподавать Ветхий Завет, как рассказ о Мессии. Поэтому учащиеся, лишь случайно слышат упоминания о Спасителе. Он видится ими, заслонённый длинным рядом ветхозаветных патриархов, судей, царей и пророков. Только немногие из изучивших курс Ветхого Завета, приходят к выводу, что эта история в своей сущности есть история подготовки Богом евреев и всего человечества к принятию Искупителя, а вовсе не изложение событий из жизни родоначальников и вождей избранного народа[1].

11.06.2014_dobikin_1

Есть ещё одна опасность увлечение историей. Это может привести к пренебрежению Ветхим Заветом и представлению о том, Новый Завет отменяет Ветхий. Существование подобной практики и оправдывающих её мнений — очень тревожный симптом, поскольку презрение к Ветхому Завету — характерная черта многих древних еретиков[2]. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть список ересей у прп. Иоанна Дамаскина: «Валентиниане: они отрицают воскресение плоти, отвергают Ветхий Завет… Архонтики… отрицают воскресение плоти и отвергают Ветхий Завет. Кердониане: они происходят от Кердона… он отвергает воскресение мёртвых и Ветхий Завет. Маркиониты… [учат] о том, что Новый Завет чужд Ветхого и Говорившего в нём… Севириане… Подобно другим еретикам, отвергают воскресение плоти и Ветхий Завет… Манихеи… Ветхий Завет и глаголавшего в нём Бога хулят» (О ста ересях вкратце. 31, 40-42, 45, 66)[3].

Однако, по учению Церкви основной темой Библии, начиная с первых глав книги Бытия (Быт. 3:15) и кончая последними главами Апокалипсиса (Откр. 21:6, 21; 22:20), является Богочеловек, Господь наш Иисус Христос. Замечательны по этому поводу слова Блеза Паскаля: «оба Завета взирают на Него, Ветхий как на своё упование, Новый — как на образец, и оба как на своё средоточие»[4].

Прп. Симеон Новый Богослов говорил: «Всё Божественное Писание, Ветхое и Новое, ведёт естественно больное человеческое естество к Иисусу Христу, единственному Врачу душ и телес наших» (Слово VI. 3)[5].

Из этих слов видно, что преподавателю Ветхого Завета нужно указывать учащимся на Христа. Такой метод преподавания полностью находится в русле православной традиции. Например, свщмч. Ириней Лионский писал: «Если кто станет внимательно читать Писания» (свщмч. Ириней имел в виду именно Ветхий Завет), «то найдёт в них речь о Христе и предизображение нового призывания. Ибо (Писания) суть сокровище, скрытое на селе, т.е. в мире, — ибо «село есть мир» (Мф. 13:38), — а сокровище, скрытое в писаниях, есть Христос, Который изображался посредством образов и притчей, потому что то, что относится к Его человечеству, невозможно было понять прежде исполнения пророчеств, т. е. пришествия Христа» (Против ересей. IV, 26, 1)[6].

Для того чтобы показать Христа в Ветхом Завете необходимо составить новую программу. Её главной темой должна быть не история, а понятие о «Завете», т.е. союзе Бога с человеком. Раскрытие этой темы позволит показать, что Христос — главное и основное Лицо Священного Писания, и Он — взаимосвязь Ветхого и Нового Заветов. Митрополит Платон (Левшин) утверждал: «Вся сила и существенное содержание Священного Писания есть Спаситель наш Иисус Христос… В Священном Писании содержатся разные вещи… Но всё сие ни куда клонится, как токмо к откровению предвечного совета Божия об Искуплении человеческого рода через Спасителя нашего Иисуса Христа»[7]. Такие лекции будет христоцентричной, так как позволят указать начало, центр и завершение Писания — Христа.

Прочтение Ветхого Завета через Новый, по мысли свт. Игнатия Брянчанинова, является одним из важнейших условий для правильного его понимания[8]. О том же говорил и свт. Афанасий Александрийский: «Ветхим доказывается новое, а новое свидетельствует о ветхом. Посему отрицающие последнее исповедуют ли то, что оным доказывается? Павел стал апостолом благовестия, «которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях» (Рим. 1:2). Сам Господь сказал: «исследуйте Писания, ибо… они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). Посему как же будут исповедовать Господа, не испытав прежде Писаний о Нём?» (К епископам Египта и Ливии окружное послание против ариан. IV)[9].

При построении курса важно помнит, что всё Священное Писание — это сверхъестественное нераздельное Божьего Откровение, составляющие «единое тело истины» (прп. Ефрем Сирин)[10] или единый Завет Бога с человечеством. В то же время необходимо понимать, что, несмотря на единство и богодухновенность всей Библия, Богу было угодно открыть Себя, сообразуясь с духовными и интеллектуальными способностями и дарованиями человечества. Оставаясь неизменным, Бог соразмерно уровню их понимания постепенно и непрерывно раскрывал учение о Мессии. Это и нужно показать в лекциях.

Говоря о едином Завете Бога с людьми, важно показать, что он распадается на несколько этапов.

Прежде всего, он разделяется на два Завета — «Завет первобытный» или «дел» и «Завет благодати» или «восстановленный».

Началом «Завета дел» со стороны Бога был Предвечный Совет, на котором предопределился план творения мира, искупления и спасения человечества (1 Петра 1:20). Концом этого Завета было обетование об Искупительном Семени жены (Быт. 3:15). Для человека первобытный Завет начинается с создания Адама и оканчивается падением людей. «Завет дел» — это союз между Богом и Адамом, по которому Адаму было за совершенное послушание обещана жизнь, а за неповиновение — смерть[11].

«Восстановленный Завет», начинается от первого обетования об Искупителе в раю и заканчивается концом мира. «Завет благодати» — это союз между Богом и грешником, по которому Бог обещает спасение по благодати, а грешник обещает жизнь в вере и послушании. Все ветхозаветные верующие, так же как и современные верующие входят в завет благодати.

Этот Завет в свою очередь делится на две части: на Завет Ветхий, в котором люди спасались верою в Искупителя грядущего, и на Завет Новый, спасающий верою в Искупителя пришедшего.

Ветхий Завет, имея началом Первоевангелие (Быт. 3:15), распадается на два: на Завет, заключённый Богом со всем человечеством через Адама и Ноя, и на Завет с избранным еврейским народом — через Авраама, Исаака и Иакова. Первый из этих двух заветов относится ко всем потомкам Адама до Ноя, (как это видно из 1 Пет. 3:18-20, 4:4-7), а после Ноя предназначен для всего человечества, не знавшего о других Заветах.

Завет, заключённый с еврейским народом через Авраама, был нарушен в Египте, но затем восстановлен, расширен и разъяснён через Моисея. О нём можно говорить как о двух: о «Завете патриархальном» — до Моисея и о «Завете подзаконном» — от Моисея до Христа.

Этот подзаконный завет дважды был подтверждён и возобновлён. В первый раз это произошло при царе Давиде, которому Господь обещал воздвигнуть из его рода Христа. Вторично — при Ездре, после того как десять израильских колен совершенно отпали от истинной веры; а Завет, заключённый с домом Давида, был ослаблен нечестием последних иудейских царей. В период последнего завета, заключённого при Ездре, окончательно прекратилось правление династии Давида, в Иерусалиме и Иудее воцарился идумей — Ирод. Наконец, пришёл в мир Искупитель, Которого с нетерпением ждало человечество и Который заключил Новый Завет.

На основании рассказов об этих периодах можно и построить программу.

Такая программа, во-первых, позволит показать единство Священного Писания как единого Свидетельства о Христе.

Во-вторых, это раскроет отношение между Ветхим и Новым Заветом как отношение между хорошим и лучшим Заветом. Хороший союз, который Бог предложил в Ветхом Завете, был отвергнут идолопоклонниками-израильтянами. Но Бог заменил его Новым Заветом благодати, ещё более милосердным, чем предыдущий.

В-третьих, станет видно, что этот ряд Заветов оказывается расположенным так, что каждый предыдущий из них входить своей существенной частью в последующий. Например, завет с Ноем, заключённый после потопа, органически связан с допотопным заветом; он просто дополнился подробностями благодатного общения. Завет с Моисеем не упразднил завета с Авраамом, скорее Моисеев завет был добавлен к Авраамову завету (Гал. 3:17-22).

В-четвёртых, учащиеся смогут увидеть, как общий Завет благодати в истории спасения отражается в каждом из специфических Заветов. Человеческие существа призваны по благодати, оправданы благодатью и с самого момента грехопадения входят в семью Божию по благодати.

При чтении лекций нужно постараться раскрыть следующие учения:

  1. Единый Бог в Троице, Создатель и Правитель Вселенной.
  2. Падение человечества.
  3. Искупление через Мессию.
  4. Спасения через веру.
  5. Божий Промысл в языческом мире.

1) Учение о Едином Боге в Троице, Создателе мира и Правителе Вселенной. Для раскрытия этого учения в программе необходимы две темы: «Предвечный совет» и «Историю творения невидимого и видимого мира».

В теме «Предвечный совет» необходимо рассказать о Предвечном совете Пресвятой Троице, на котором Бог-Отец избирает Сына вечным ходатаем, посылает Его творить Его волю, предопределяет творение мира, создание человека, падение людей и весь план спасения человечества. Бог-Сын, Творческое Слово, принимает на Себя дело создания мира невидимого и видимого, посредничество между Богом и творением, дело воплощения и искупления человечества, а Бог-Святой Дух выбирает Себе оживление первобытного хаоса и освящение искуплённого Сыном человечества[12].

В теме «История творения» описывается творение невидимого ангельского мира и мира видимого. Бог-Отец предопределил создать из Своей творческой воли и мысли духов, видимый мир и человека и вложил всю необъятность Своих творческих образов в Бога-Слово. Бог-Слово осуществил эти образы Своим мирообразовательным «да будет» сначала в небесных духах, а затем отобразив Себя в человеке, созданном по образу и подобно Божию. Дух Святой оживотворил землю, пока она не проявила своё современное устройство и не произвела из себя жизнь.

При дальнейшем изложении ветхозаветной истории важно показывать, что Ветхий Завет есть христианская книга; Ветхий и Новый завет говорят об одном и том же Боге. Очень плодотворным может оказаться анализ образа Ангела Господня — Существа, которое, хотя и названо ангелом, но говорит, действует и называется как Бог. В христианской экзегетике явления этого Ангела в Ветхом Завете рассматриваются как явления второго Лица Пресвятой Троицы — Бога-Сына (Быт. 16:7-11, 22:11-12, 15, 31:11-13, 48:15-16; Исх.3:2, 4-5). Более того, Святые отцы рассматривали всякое явление Бога в истории Израиля как действия не Бога-Отца, а Бога-Сына[13]. О таком понимании свидетельствует и православное богослужение. Например, иудеев через Красное море провёл Христос: «Коня и всадника в море Чермное … Христос истрясе, Израиля же спасе» (Ирмос 1 песни воскресного канона, глас 5).

2) Учение о падении человечества. Во всей выразительности, глубине, важности, и полноте это учение раскрывает, конечно же, рассказ о грехопадении первых людей. Та же идея о греховности человека проходить красной нитью и через всю ветхозаветную историю, начиная с повествования о Каине и кончая описанием всеобщего ожидания Мессии перед Рождеством Христовым. Её иллюстрируют эпизоды, в которых:

  • видна слабость и растлённость нравственных сил человека, например, «Смешение племён», «Всемирный потоп», «Призвание Авраама» и др.;
  • говорится о невозможности оправдания пред Богом делами закона, например, «Осуждение Моисея», «Падение Давида»;
  • указаны неудержимая склонность к греху, например, «Слабости Соломона»;
  • описан перевес зла над добром, если не действительный, то, по крайней мере, кажущийся, например, «Вавилонское столпотворение», «Нарушение евреями Завета»;
  • определяется значение Моисеева закона, как показателя и обличителя греховности человека, например, «Законы Моисея о священнодействиях»;
  • приведены вопли и стоны ветхозаветных праведников, сознающих свою беспомощность и ищущих Искупителя, например, «История Иова», «Видение Бога пророком Исаиею», «Видение Бога Илиею».

При рассказах о ветхозаветных праведниках нельзя умалчивать о негативных сторонах их характера. Это покажет учащимся силу греха и послужит хорошим поводом поговорить о единстве нравственного учения Ветхого и Нового Завета. Более того это позволит показать, что в смысле учения Новый Завет по существу не даёт ничего нового[14]. О том новом, что принёс Христос говорит свщмч. Ириней Лионский: «Если у вас возникнет такая мысль, и скажете: что же нового принёс Господь пришествием Своим? То знайте, что Он принёс всё новое тем, что принёс Себя Самого и тем обновил и оживотворил человека» (Против ересей. IV, 34, 1)[15].

3) Учение об искуплении человечества через Христа раскрывается в разнообразных пророчествах и прообразах, особенно в тех, где говорится о пришествии на землю Искупитель, Который спасёт падшего человека от греха, проклятия и смерти. Обетование Избавителя, данное падшим прародителям ещё в раю (Быт. 3:15), — это начало непрерывной цепи ветхозаветных мессианских пророчеств, которые начались Адамом и кончились Захарией, отцом Иоанна Крестителя. Христос будет Семя жены, Которое сотрёт главу змия. С эпохи Ноя это обетование уточняется: семенем жены называются лишь дети Сима (Быт. 9:26). В эпоху Авраама происходит новое уточнение. В его Семени (т.е. в Иисусе Христе, по толкованию ап. Павла, Гал. 3:16) возвещается спасение всему человечеству (Быт. 12:2-3; 13:1, 6; 15:5; 17:6-7; 18:18). Впоследствии из потомства Авраама был выделен Исаак (Быт. 21:12), а потом Иаков (Быт.27:27, 28:13-14), позднее Иаков даёт особое благословение своему сыну Иуде о рождении у него потомка, обетованного Примирителя и чаяния народов (Быт. 49:8-10). В дальнейшем ещё чётче определялись различные черты мессианского служения. Так, пророк Валаам говорит о царственной власти Мессии (Чис. 24:17), Моисей — о Его тройственном служении: царском, первосвященническом и пророческом (Втор. 18:18-19). Он будет величайший пророк, которого сыны Израиля будут обязаны слушать больше, чем самого Моисея. Этот обетованный Избавитель будет Богочеловеком. Он будет потомком царя Давида и в то же время Сыном Божий (Пс. 2:4). Он — сам Яхве (Пс. 109), поставлен от Господа не только вечным первосвященником, но и вечным царём над Сионом (Пс. 71:17), божественным пророком, учителем, у которого благодать льётся из уст и наполняет всю землю ведением. Он, будучи самим Богом, в то же время есть и Помазанник Божий, Христос (Пс. 44:3-8; 2:2-7). Время Боговоплощения было определено ещё патриархом Иаковом, который, благословляя сына своего Иуду, предсказал, что Примиритель придёт, когда «оскудеют» князья от колена Иудина и вожди избранного народа. По пророчеству Даниила, с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа предназначено 68 семилетий, по истечении которых будет предан смерти Христос (Дан. 9:25-27). Наконец, пророк Аггей прямо указывал, что слава второго Иерусалимского храма будет больше, нежели первого (Агг. 2:9), а Малахия обещал появление Предтечи, который приготовить путь перед Христом (Мал. 3:1). Предсказываются многие события из жизни Мессии — о происхождении Мессии из царского рода Давидова (2 Цар. 7:12-14), о рождении в Вифлееме (Мих. 5:2) от Девы (Ис. 7:14), о схождении на Него Духа Божий всеми своими дарами (Ис. 61:1), о торжественном входе в Иерусалимский Храм (Мал. 3:1), о крестных страданиях и смерти (см. Ис.53; Пс. 21:17-19; 39:79; 40:9-10; 68:22; Зах. 11:12), о славном воскресении (см. Ис. 53:9-21; Пс. 15:10; 19:6-7; 40:11; 67:2), о заключении Нового Завета (Иер. 32:40; Иез. 34:23-25), о наступлении Его благодатного царства (Пс. 21:28-32; 44:7; 14-17; 71:7-19; Иоил. 2:28; Ис. 35:1-2, 10; 61:1-2), и о Его Втором Пришествии (см. Дан. 7:25; 12:7; Зах. 14:2-3, 9). Можно утверждать, что нет ни одной черты из жизни Христа, которая не была бы предуказана в Ветхом Завете[16].

Здесь необходимо сделать важное замечание. Преподаватель не должен разделять Священное Писание и, воздавая почитание Новому Завету, рассматривать Ветхий Завет только как приготовление к нему. Экзегет должен стремиться раскрыть вечное значение Ветхого. Толкователю необходимо видеть, что существует одно Божественное Откровение и единый Завет между Богом и человеком. Этот Завет неоднократно возобновлялся, достигая всё большей глубины и значения. При всей контрастности существует и глубинное созвучие Ветхого и Нового Заветов. Новозаветное Откровение не может раскрыться без Ветхозаветного. Покрывало, лежащее на Ветхом Завете, снимается во Христе (2 Кор. 3:14). Но для человека, жившего до Христа, все ветхозаветные постановления имели непосредственное и божественное значение. Можно сказать, что Ветхий Завет — это не просто условные знаки, обозначающие путь к Новому Завету, не предисловие к нему, а напряжённая духовная жизнь, возводящая человека к Евангелию[17].

4) Учение об оправдании ветхозаветного человека верою в грядущего Искупителя. Этим учением проникнуты все рассказы обо всех ветхозаветных святых, которые с верой ждали Пришествия обетованного Мессии. Свою славу они все заслужили верой в истинного Бога, своими подвигами и непоколебимой надеждой на грядущего Мессию. Перечисление этих святых можно найти в 11 главе Послания к Евреям. Автор Послания указывает на те подвиги веры, которые совершали святые. Во время лекции именно на эти подвиги нужно обращать внимание учащихся.

5) Учение о Промысле Божием, действовавшем в языческом мире можно раскрыть через описание исполнения того Завета, который Бог заключил через Ноя со всем человечеством. Это возможно показать в следующих событиях. Бог являет своё замысел и сходит на землю, чтобы произвести Вавилонское смешение народов (Быт. 1:11-10). Господь обозначил как в пространстве, так и во времени границы каждого народа (Втор. 32:8). Он проявлял свою заботу не только о предках еврейского народа, но и о Мелхиседеке и об Иове, о Валааме, Рааве, Руфи, Неемане. Его Промысл можно увидеть в истории пророка Иона, Навуходоносора, Кира, Александра Македонского. Промысл Божий виден и в предсказаниях о будущем древних народов, оставленных Исаиею, Иеремиею, Иезекиилем и другими пророками, и в видении Навуходоносора о будущности языческого мира. Наконец, Промысл виден в переводе Священных еврейских книг на греческий язык и в появлении прозелитизма, который, привлекая язычников к вере в истинного Бога, тем самым готовя их к принятию христианства.

Не нужно объяснять, что все эти учения раскроются в сознание учащихся не в виде отвлечённых догматических или моральных положений, а в виде живых рассказов о ветхозаветных лицах и событиях. Поймут ли учащиеся, что такой-то рассказ иллюстрирует какое-то учение, — это вопрос равносильный вопросу о том, понимают ли и принимают ли вообще учащиеся истины веры. Конечно, когда учитель будет только сухо излагать догматы, или пересказывать исторические события, то невозможно будет и думать о смысле или плодотворности подобного преподавания.

Чтобы успешно изложить программу, в лекции должна включать три составляющие: история, прообразы и пророчества.

История. Историческая составляющая при преподавании Ветхого Завета является главной, т.к. Ветхий Завет есть, прежде всего, история. Но при преподавании нет необходимости до мелочей воспроизводить все события и подробно излагать деяния тех или иных ветхозаветных героев; достаточно брать лишь главное, т.е. идею Завета. Если представить историю Ветхого Завета, как ряд союзов Бога с человечеством и признать, что средоточием этих союзов был приход Искупителя, то станет понятным место той или иной истории.

Прообразы — это события, личности и установления Ветхого Завета, которые указывают на события, личности и установления более позднего времени в истории спасения. События или лица Ветхого Завета рассматриваются как реальные, но одновременно являющиеся своего рода поводами, с помощью которых Бог раздвигает исторические рамки и заставляет священного писателя и читателей задуматься над грядущими событиями[18]. При изложении той или иной истории или рассказе о каком-либо установлении необходимо указывать их прообразовательный смысл[19].

Прообразами Мессии и Его служения в Ветхом Завете являются многие личности (например, Авель, Мелхиседек, Исаак, Иосиф, Моисей, Давид, Соломон, Илия, Иона, Иеремия, Зоровавель, первосвященник Иисус); события (жертвоприношение Исаака, переход евреев через Красное море); предметы в видениях (лестница Иакова, храм славы Господней, виденный Иезекиилем, «несекомая гора» в видении Навуходоносора); материальные предметы (агнец пасхальный, неопалимая купина, ковчег завета, сосуд с манной, медный змей, камень источивший воду, вавилонская печь); установления (жертва всесожжения, сан первосвященника, богослужебные действия (Евр. 9:1-7; 10:1; 14-19; Рим. 4:11; Гал. 4:24-29; Мф. 12:40; Лк. 11:23; Ин. 10:14, 1 Пет. 1:19)[20].

Пророчества. Эта составляющая будет включать в себя рассказы о мессианских пророчествах. Особое внимание необходимо уделить пророчествам эпохи царя Давида. Самому Давиду было дано несколько мессианских откровений непосредственно и через пророка Нафана (2 Цар. 7:12-29; 1 Пар. 28:4, ср. Быт. 49:10; 2 Цар. 23:2-5). Откровения эти гласили, что Мессия произойдёте не просто из колена Иудина, но конкретно из дома Давида. Он будет праведным и кротким Царём, принесёт с Собой свет и жизнь, будет в самом тесном общении с Богом и заключит с Ним вечный Завет.

Образ Мессии как вечного Царя, величайшего Первосвященника и Страдальца за грехи мира раскрывается в мессианских псалмах[21], которые следует включить в программу. Это будет не особо трудно, т.к. многие псалмы написаны по поводу важнейших событий в истории царя Давида или Израиля. Например, Давид пророчествовал о Мессии, спасаясь от Саула (Пс. 21), после окончания преследования (Пс. 68), при вступлении на царство (Пс. 39), после завоевания Иерусалима (Пс. 109), при перенесении Ковчега Завета в Иерусалим (Пс. 23), по поводу восстания на него соседних народов (Пс. 2); по случаю разных побед (Пс. 88; 117; 131), по случаю брака Соломона (Пс. 44), при вступлении Соломона на престол. (Пс. 71) и т.д. В некоторых псалмах Давид говорит о Мессии так же, как, например, пророк Нафан (2 Цар. 7, ср. Пс. 2:7-9, 12; 109:1-6). В некоторых псалмах пророчество о Мессии раскрываются через воспоминание о бывших в век патриархов обетований (Пс. 71:17). В некоторых псалмах образ Мессии раскрывается в личных переживаниях (Пс. 8; 15:10-11; 21:17, 19, 20-22, 28-32; 23; 39:4, 7-9; 88:27-30; 131:11, 13, 17-18 и др.). Наконец, Давид предсказывал о Мессии в прообразах (Пс. 2; 21; 40; 44; 54; 87; 109; 117; и др.). Из всех этих псалмов наиболее важны: 2, 8, 15, 21, 23, 39, 44, 68, 71, 88, 109 и 131. На них при изложении «Завета Божия с Давидом» нужно сосредоточить внимание учащихся.

При разборе пророческих книг книги пророков Исаии и Иеремии целесообразно поставить на первом месте.

В книге пророка Исаии находится ряд ясных мессианских пророчеств. Это предсказание о рождении Эммануила (Ис. 7:14, 9:6-7); о пророческом служении Господа Христа (Ис. 9:1-2; 11:1-10; 35:1-10; 42:1-4; 50:4-5; 61:1-3); о Предтече Мессии (Ис. 40:1-11); о страданиях Мессии (Ис. 50:6-9; 52:13-53:12; 59:20-21); о славе Вечного Царства (Ис. 60:1-22).

В книге пророка Иеремии, хотя и немного мессианских пророчеств (Иер. 6:27; 9:1; 11:18-20; 23:5-6), но он сам является живым прообразом внутренних и внешних страданий Мессии (Иер. 1:5; Мф. 16:14; 23:37; 24:2; Лк. 23:28).

История о пророке Ионе представляет интерес как прообраз Воскресения Христа (Мф. 12:39-40, 16:4) и проповеди Евангелия (Мф. 12:41; Лк. 11:30, 32), а так же свидетельство Промысла Божия о языческих народах.

В книге пророка Иезекииля важны прообразы воскресении мёртвых (Иез. 34:1-14) и затворённых вратах храма (Иез. 44:1-4).

Историческую часть книги пророка Даниила можно ограничить содержанием лишь Дан. 1:1-4, 19-21; 2:1-49 и Дан. 3:1-26, 88-97. Пристальное внимание нужно уделить пророчествам о втором пришествии Спасателя (Дан. 7:13-14; см. Мф.26:63-65) и о седьминах (Дан. 9:20-27).

Из книги пророка Осии целесообразно разобрать пророчества о Церкви (Ос. 1:1, 2:23 ср. Рим. 9:25, 26; 1 Пет. 2:10) и о победе над смертью (Ос. 13:14 ср. 1 Кор. 15:55).

Книга пророка Михея содержит пророчество о рождении Мессии в Вифлееме (Мих. 5:2 ср. Мф.2:6).

О мессианских пророчествах Аггея (Агг. 2:9 ср. Евр. 12:26), 3ахарии (Зах. 3:8-9; 4:12-13; 9:9-10; 11:13; 12:10) и Малахии (Мал. 3:1-4 ср. Мф. 11:10; Мк. 1:2; Лк. 7:27; 4:5-6 ср. Мф. 17:10-11) можно рассказать в разделе о последнем Завете, заключённом при Ездре.


[1] Петровский С., прот. О новом построении священной истории Ветхого Завета по идее мессианской. Одесса, 1909, С. 2.

[2] Максимов Ю. «Неинтересный» Ветхий Завет. // «Православие и современность», 2008, 7 [Электронный ресурс] http://www.eparhia-saratov.ru/pages/5550_neinteresniy_vethiy_zavet

[3] Иоанн Дамаскин, прп. Творения. Т. 5. М.: Индрик, 2002.

[4] Цит. по: Даниель-Ропс А. Общее введение в Священное Писание. Библия. Брюссель, 1973, С. 15.

[5] Симеон Новый Богослов, прп. Творения. Т. I. М., 1892, С. 67-68.

[6] Ириней Лионский, свщмч. Творения. М., 1996, С. 386.

[7] Платон (Левшин). Полное собрание сочинений. СПб., 1913, С. 720.

[8] См: Штаудингер, Р., диак. Зачем читать Ветхий Завет? // «Альфа и Омега», 2007, 2, С. 24.

[9] Афанасий Великий, свт. Творения. Т. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902, С. 14-15.

[10] Сове Б. Тезисы по Священному Писанию Ветхого Завета для I конгресса православных богословов в Афинах (ноябрь 1936 года). // «Путь», 1936-37, 52, С. 68.

[11] Верклер Г. А. Герменевтика Принципы и процесс толкования Библии. Schaumburg: GospelLiteratureServices, 1995, С. 69.

[12] Петровский С., прот. О новом построении священной истории Ветхого Завета по идее мессианской. Одесса, 1909, С. 10.

[13] Брек И., протопресв. Чтение Священного Писания по учению Святых Отцов. / Православие и Библия сегодня. Сборник статей. К.: Центр православной книги, 2006, С. 161.

[14] Иларион (Троицкий) свщмч. Без Церкви нет спасения. М.: Сретенский монастырь, «Знамение», 1999, С. 3-4.

[15] Ириней Лионский, свщмч. Творения. М., 1996, С. 414.

[16] См. Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Заветов. Под ред. А. П. Лопухина. T. I. СПб, 1904, С. XI.

[17] Фаст Г., прот. Экзегетическое руководство к изучению Ветхого Завета (предисловие к учебнику) [Электронный ресурс] Сайт православной экзегетики «Пчела» http://beebible.narod.ru/protoierej-gennadij-fast-ekzegeticheskoe-rukovodstvo-k-izucheniyu-vetxogo-zaveta-predislovie-k-uchebniku.html

[18] Юревич Д., прот. Лекции по библейской герменевтике. [Электронный ресурс] http://iviron.ru/166/

[19] О прообразовательном смысле Священного Писания см.: Добыкин Д. Г. Введение в Священное Писание Ветхого Завета: курс лекций. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2013, С. 97-106.

[20] См. Смирнов М. С. Предъзображение Иисуса Христа и Его Церкви в Ветхом Завете. М., 1857.

[21] Каменский Н, свящ. Изображение Мессии в Псалтири. Казань, 1878.


Литература
  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.
  2. Афанасий Великий, свт. Творения. Т. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902.
  3. Иоанн Дамаскин, прп. Творения. Т. 5. М.: Индрик, 2002.
  4. Брек И., протопресв. Чтение Священного Писания по учению Святых Отцов. / Православие и Библия сегодня. Сборник статей. К.: Центр православной книги, 2006.
  5. Верклер Г. А. Герменевтика Принципы и процесс толкования Библии. Schaumburg: GospelLiteratureServices, 1995.
  6. Даниель-Ропс А. Общее введение в Священное Писание. Библия. Брюссель, 1973.
  7. Добыкин Д. Г. Введение в Священное Писание Ветхого Завета: курс лекций. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2013.
  8. Иларион (Троицкий) свщмч. Без Церкви нет спасения. М.: Сретенский монастырь, «Знамение», 1999.
  9. Ириней Лионский, свщмч. Творения. М., 1996.
  10. Каменский Н, свящ. Изображение Мессии в Псалтири. Казань, 1878.
  11. Максимов Ю. «Неинтересный» Ветхий Завет. // «Православие и современность», 2008, 7 [Электронный ресурс] http://www.eparhia-saratov.ru/pages/5550_neinteresniy_vethiy_zavet
  12. Петровский С., прот. О новом построении священной истории Ветхого Завета по идее мессианской. Одесса, 1909.
  13. Платон (Левшин). Полное собрание сочинений. СПб., 1913.
  14. Симеон Новый Богослов. Творения. Т. I. М., 1892.
  15. Смирнов М. С. Предъзображение Иисуса Христа и Его Церкви в Ветхом Завете. М., 1857.
  16. Сове Б. Тезисы по Священному Писанию Ветхого Завета для I конгресса православных богословов в Афинах (ноябрь 1936 года). // «Альфа и Омега», 1994, 2.
  17. Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Заветов. Под ред. А. П. Лопухина. T. I. СПб, 1904.
  18. Фаст Г., прот. Экзегетическое руководство к изучению Ветхого Завета (предисловие к учебнику) [Электронный ресурс] Сайт православной экзегетики «Пчела» http://beebible.narod.ru/protoierej-gennadij-fast-ekzegeticheskoe-rukovodstvo-k-izucheniyu-vetxogo-zaveta-predislovie-k-uchebniku.html
  19. Штаудингер, Р., диак. Зачем читать Ветхий Завет? // «Альфа и Омега», 2007, 2.
  20. Юревич Д., прот. Лекции по библейской герменевтике. [Электронный ресурс] http://iviron.ru/166/

Опубликовано 02.04.2015 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter