Авторы на примере деятельности отдельно взятого вуза и в рамках работы по внедрению элементов духовно-нравственного образования в Санкт-Петербурге предлагают свой подход к подготовке и проектированию новых педагогических моделей в системе образования.
Социальные вызовы, с которыми сталкивается наша страна во втором десятилетии XXI века, формируют новую ситуацию в образовательной среде. Независимо от уровня образования (начальное, среднее, высшее) и специфики региональных условий, можно в целом описать ее особенности. В сравнении с условиями функционирования советской педагогической системы нынешнее образовательное пространство более свободно, разнообразно, в нем отсутствует прямое идеологическое давление государства, оно в значительной мере ориентировано на гуманитарное знание.
Следует отметить, что интерес к человеку, составляющий основу гуманитарного знания, реализуется в обстоятельствах, диктуемых постмодернистским кризисом гуманистических ценностей и осознанием перехода к постсекулярному способу отношений между обществом, государством и религиозными организациями. Осмысление этих и других глобальных процессов, а также итогов реформ «десятилетия 90-х» и относительно стабильного развития «нулевых годов» у нас в стране побуждает к необходимости восполнения утраченных в системе образования ценностно-воспитательных компонентов учебного процесса.
Недооценка важности религии, религиозных ценностей как ценностей культуры в формировании образовательной среды может существенно осложнить решение комплекса определенных на государственном уровне стратегических задач российского образования, среди которых одной из основных названо воспитание духовно-нравственной личности (ст. 14, п. 2 Закона РФ «Об образовании» в ред. 2007 г.). Следует заметить, что необходимость привлечения к решению этой задачи религиозных организаций, представляющих традиционные («культурообразующие») религии, была обозначена 21.07.2009 г. на встрече Президента России с главами этих конфессий.
К числу важнейших задач, возникающих в связи с этим, следует отнести задачу воспитания моральноответственных, социальноуспешных, физически здоровых личностей, ключевыми частями которой являются:
- Выработка новых приоритетов гражданско-патриотического воспитания в условиях распада советской модели и активных культурных интервенций в связи с глобализацией и качественным изменением коммуникативной среды;
- Обеспечение конкурентоспособности отечественного образования в условиях перехода от индустриального к постиндустриальному и информационному обществу.
Таким образом, требования общества и государства к системе образования продиктовали необходимость проектирования новых педагогических моделей. И эта стратегическая задача поставила перед российской педагогической наукой серьезный вопрос: как это сделать на системном уровне? На протяжении последних лет эксперименты по построению и реализации образовательных программ, нацеленных на изучение духовно-нравственных ценностей традиционных религий и конфессий, завершились определением среднесрочной перспективы — введением в основной общеобразовательной школе модульного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
По нашему мнению, определение государством основного направления на ближайшие годы не должно стать поводом к прекращению усилий научно-педагогического сообщества к исследованию этой принципиально важной для будущего страны образовательной области — «духовно-нравственной культуры народов России».
Мы готовы предложить для обсуждения авторский подход, который теоретически обоснован и практически апробирован, во-первых, в масштабах деятельности отдельно взятого вуза, во-вторых, в рамках работы по внедрению элементов духовно-нравственного образования в Санкт-Петербурге. Совместная работа с органами управления образованием и образовательными учреждениями Ленинградской области может позволить применить этот опыт на уровне общего среднего образования.
В 1989 г. в Санкт-Петербурге (тогда — Ленинград) начал работать Русский христианский гуманитарный институт, с 2004 г. получивший аккредитационный статус академии (РХГА). Одним из соучредителей института стало Северо-Западное отделение РАО, наряду с Институтом русской литературы РАН и Санкт-Петербургской православной духовной академией. Учредители изначально планировали придать гуманитарному образованию духовное измерение. Основой работы РХГА стала модель культурологически-целостного и ценностно-фундированного гуманитарного образования. По сути, в опыте работы академии мы получили редкий в педагогической практике случай вуза-лаборатории, когда философско-педагогический и культурологический концепты, по мере их разработки, внедряются в учебную деятельность, а результаты последней, в свою очередь, становятся материалом научного исследования. В академии сложился коллектив единомышленников, работающих совместно многие годы, тесно взаимодействуя с учредителями РХГА.
По итогам двадцатилетней работы можно говорить о полученных теоретических и практических результатах. Конкретизирован принцип культурологического (культуроцентричного) построения гуманитарного образования, реализован междисциплинарный подход, в рамках которого задействуются идеи, выработанные в религиоведении, философии, литературоведении, педагогике. Разработана методология религиозно-аксиологического обоснования структуры и содержания образовательных программ в сфере высшего профессионального гуманитарного образования. Проведенные научные исследования позволили говорить о ценностно-культурологической модели образования, которая в полной мере может быть применена в области духовно-нравственного воспитания.
Результатом работы модели на базе динамично развивающегося вуза, нашей академии, можно считать формирование новой образовательной (информационно-методической и коммуникативно-психологической) среды учебного заведения. Такая среда выступает условием и средством не только формирования профессиональных компетенций, но и эффективного духовно-нравственного развития личности.
Важнейшим условием успешности духовно-нравственного развития личности является создание ценностно-фундированной педагогической среды, а концепция культурологически целостного и аксиологически обоснованного гуманитарного образования выступает методологией формирования такой среды, которая является также эффективным инструментом развития профессиональных компетенций обучающихся.
В условиях перехода от индустриального к информационному способу организации социальных коммуникаций культуроцентрическая методология построения педагогических моделей в гуманитарной сфере более креативна, нежели сциентистская. Сциентистский принцип, сформированный в XIX веке, в период классической дисциплинарной дифференциации научных знаний, доминировал в советской педагогике, сохраняя значительное влияние и в постсоветской. Основой такого образования, которое часто называют «предметным», является изучение определенной науки (истории, психологии, биологии и т.д.), тогда как остальной массив знаний выполняет фоновую функцию. Задачей стало подготовить специалистов.
Культуроцентричная методология исходит из приоритета целого над частью. Изучение специальной области (науки, искусства или философии) выступает как функция от целого (культуры). Причем контекст не декларируется, излагаясь пунктирно, а вводится в качестве актуально осмысляемой информации. Задача не только подготовить специалиста, но научить человека мыслить и осознавать себя целостным существом, органично включенным не только в профессиональные, но в разнообразные социокультурные связи.
Методология «погружения в культуру» качественно увеличивает возможности личностного развития обучающегося. Но для ее успешной реализации требуется соответствующая расстановка акцептов в структурировании материала. Перевод культурообразующих идей, исполнявших в сциентистской модели фоновую функцию, в режим актуального восприятия приводит к качественному возрастанию интенсивности информационных потоков. Встает вопрос о способе их структурирования. Предложена, обоснована и успешно реализована в учебном процессе концепция исторического и структурно-аспектного «погружения в культуру», когда история культуры выступает как логика развития культурно-исторических «формаций».
Возникает вопрос: какой из структурных аспектов развития культуры следует признать доминантным (как, например, в марксизме — политико-экономический)? Классически-культурологический ответ, философскую основу которого мы находим в учении Э. Кассирера, состоит в равенстве всех аспектов. Тяготеющую к этому принципу модель гуманитарного образования можно обнаружить, например, в образовательной и научной деятельности Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). Мы, опираясь на идеи Н. Бердяева, И. Ильина, Г. Федотова, М. Вебера, обосновывали доминантную роль религиозного фактора в развитии культур. Эмпирически (текстуально) религия выступает элементом культуры, который испытывает воздействие со стороны других ее формообразований, составляющих в совокупности культурно-исторический континуум, однако логически (или гипертекстуально) религия служит смыслообразующей силой развития культуры.
Идея ценностной обоснованности всей сферы человеческого бытия, и, как следствие, всей сферы гуманитарного знания и образования, стала в XX в. одной из центральных. Философски это было обосновано Г. Риккертом, М. Шелером, Н.О. Лосским. В педагогическом аспекте важны разработки С.И. Гессена и В.В. Зеньковского. Советская идеология создала неблагоприятную среду для разработки аксиологической проблематики. Перелом наметился лишь в последнее десятилетие.
Конкретизация принципа ценностной фундированности гуманитарного образования достигается нами путем насыщения его культурно-историческим содержанием. В результате ценности, внесенные в мировую культуру христианством, выступают вполне объективным результатом исторического процесса — вершиной духовного развития человеческой цивилизации. Они же выступают — в рамках нашей модели — не только предметом изучения, но тем особенным видом знания, который формирует саму призму оценивания истории, методологию духовного осмысления историко-культурного процесса. Таким образом, содержание религиозной жизни вводится в учебный процесс не путем доктринальной теологической аргументации и не посредством приобщения к структурам конфессиональной повседневности (богослужения, обряды, традиции), хотя и таковые не игнорируются. Знакомство с религией происходит через уразумение ценностного ядра культуры, поскольку именно в религии ценности раскрываются в их абсолютном измерении. В иных областях культуры ценности присутствуют, формируя пространство жизнесмысловых ориентации личности. В первом случае мы имеем дело с конфессиональной индоктринацией, которая в поликонфессиональном обществе может стимулировать религиозные конфликты, во втором — с духовно-ориентированной инкультурацией. Аксиологическая методология осмысления культуры (и религии как ее неотъемлемой составляющей) формирует предпосылки для межрелигиозного диалога, поскольку развитые религии (в первую очередь — монотеистические) объединяются устойчивым набором ценностей, расходясь на уровне доктрин и обрядовых традиций.
Систематическая и долгосрочная реализация ценностно-культурологической модели гуманитарного образования создает внутривузовскую среду, которая способствует духовно-нравственному развитию личности. Такой подход обеспечивает рост этнической и конфессиональной толерантности. Предложенная методология формирует качественно новую, более благоприятную для развития профессиональных компетенций образовательную среду, нежели модель сциентистского обучения, приучая к анализу междисциплинарных связей и прививая навыки контекстуального мышления.
Предложенная модель представляется актуальной в свете поставленных государством задач внедрения предметов духовно-нравственной тематики в программы общеобразовательных учреждений. Она несет в себе мощный потенциал развития толерантности. Данная методология позволяет решать задачи структурно-смыслового согласования содержания вводимых предметов с основным (сложившимся и устоявшимся) массивом учебной информации, которое практически невозможно в случае доктринально-теологического и сложно решается в случае обрядово-литургического (через структуры повседневности) приобщения к религиозной традиции.
Представленная модель не только успешно реализуется в образовательном пространстве РХГА, но начинает применяться, по инициативе академии, на уровне регионов как в рамках системы повышения квалификации педагогов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, так и в разработке новых образовательных программ для общеобразовательных учреждений, в которых реализуются вышеописанные фундаментальные принципы и методология.
Экспериментальная апробация и практическое внедрение осуществляются в РХГА при поддержке Северо-Западного отделения РАО, других научных организаций, в рамках договоров с Комитетом по образованию Санкт-Петербурга (1995 и 2009 гг.).
В рамках реализации целей и задач договора был развернут комплекс мероприятий, направленных на повышение профессионального уровня педагогов петербургских школ и формирование соответствующей информационно-методической и коммуникативной среды. В число таких мероприятий входит цикл постоянно-действующих семинаров по актуальным проблемам духовно-нравственного воспитания («Современное общество и современная школа: духовно-нравственные проблемы»; «Религия и общество»; «Религия в образовании»; «Нравственные уроки истории»; «Духовно-нравственная проблематика русской литературы»; «Духовное измерение искусства»; «Школа здоровой семьи», программы переподготовки и повышения квалификации педагогов, а также ежегодная международная конференция «Воспитание к духовности в современном мире», в рамках которой в 2010 г. был изучен опыт педагогов Англии, Норвегии и Турции, планируется изучить и обобщить опыт Италии, Испании, Израиля и Греции.
В развитие договора о сотрудничестве РХГА и Комитета по образованию Санкт-Петербурга, академией подписаны договоры с несколькими общеобразовательными учреждениями города, специализирующимися на вопросах духовно-нравственного воспитания. В этой работе РХГА задействует кадрово-методический потенциал своих учредителей — Северо-Западного отделения РАО и СПбПДА. В первом случае РХГА выступает как официально включенная в состав СЗО РАО лаборатория, если говорить о втором, то в последние 2-3 года мы фактически осуществляем обмен преподавательским опытом. Профессора и преподаватели Духовной академии преподают в РХГА, а профессора РХГА читают лекции в стенах петербургских духовных школ.
Недавно заключенный договор между Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области, Санкт-Петербургской епархией и РХГА о совместной работе в этой сфере еще не начал приносить свои плоды, но мы надеемся на практическую реализацию обозначенных в нем положений. Научно-исследовательская работа по обоснованию ценностно-культурологической модели гуманитарного образования и внедрение ее результатов в практику общеобразовательных и образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования продолжается, и мы надеемся на сотрудничество с образовательными учреждениями Ленинградской области в этой важной для будущего России сфере.
Сборник материалов VI Тихвинских межрегиональных образовательных чтений, 2012 г.