Д.К. Бурлака и Д.В. Шмонин. Ценностно-культорологический подход к духовно-нравственному воспитанию: опыт Русской Христианской Гуманитарной Академии(РХГА)

Д.К. БУРЛАКА И Д.В. ШМОНИН. ЦЕННОСТНО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ: ОПЫТ РУССКОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ГУМАНИТАРНОЙ АКАДЕМИИ (РХГА)

Авторы на примере дея­тельности отдельно взятого вуза и в рамках работы по внедрению эле­ментов духовно-нравственного образования в Санкт-Петербурге предлагают свой подход к подготовке и проектированию новых педагогических моделей в системе образования.

Социальные вызовы, с которыми сталкивается наша страна во втором десятилетии XXI века, формируют новую ситуацию в образовательной среде. Независимо от уровня образования (начальное, среднее, высшее) и специфики региональных условий, можно в целом описать ее особенности. В сравнении с условиями функционирования советской педагогической системы нынешнее образовательное пространство более свободно, разнообразно, в нем отсутствует прямое идеологическое давление государства, оно в значительной мере ориенти­ровано на гуманитарное знание.

Следует отметить, что интерес к человеку, составляющий основу гума­нитарного знания, реализуется в обстоятельствах, диктуемых постмодернист­ским кризисом гуманистических ценностей и осознанием перехода к постсекулярному способу отношений между обществом, государством и религиозными организациями. Осмысление этих и других глобальных процессов, а также ито­гов реформ «десятилетия 90-х» и относительно стабильного развития «нулевых годов» у нас в стране побуждает к необходимости восполнения утраченных в системе образования ценностно-воспитательных компонентов учебного про­цесса.

Недооценка важности религии, религиозных ценностей как ценностей культуры в формировании образовательной среды может существенно ослож­нить решение комплекса определенных на государственном уровне стратегиче­ских задач российского образования, среди которых одной из основных названо воспитание духовно-нравственной личности (ст. 14, п. 2 Закона РФ «Об образо­вании» в ред. 2007 г.). Следует заметить, что необходимость привлечения к ре­шению этой задачи религиозных организаций, представляющих традиционные («культурообразующие») религии, была обозначена 21.07.2009 г. на встрече Президента России с главами этих конфессий.

К числу важнейших задач, возникающих в связи с этим, следует отнести задачу воспитания моральноответственных, социальноуспешных, физически здоровых личностей, ключевыми частями которой являются:

  • Выработка новых приоритетов гражданско-патриотического воспитания в условиях распада советской модели и активных культурных интервенций в связи с глобализацией и качественным изменением коммуникативной среды;
  • Обеспечение конкурентоспособности отечественного образования в усло­виях перехода от индустриального к постиндустриальному и информационному обществу.

Таким образом, требования общества и государства к системе образования продиктовали необходимость проектирования новых педагогических моделей. И эта стратегическая задача поставила перед российской педагогической наукой серьезный вопрос: как это сделать на системном уровне? На протяжении послед­них лет эксперименты по построению и реализации образовательных программ, нацеленных на изучение духовно-нравственных ценностей традиционных ре­лигий и конфессий, завершились определением среднесрочной перспективы — введением в основной общеобразовательной школе модульного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

По нашему мнению, определение государством основного направления на ближайшие годы не должно стать поводом к прекращению усилий научно-пе­дагогического сообщества к исследованию этой принципиально важной для будущего страны образовательной области — «духовно-нравственной культуры народов России».

Мы готовы предложить для обсуждения авторский подход, который тео­ретически обоснован и практически апробирован, во-первых, в масштабах дея­тельности отдельно взятого вуза, во-вторых, в рамках работы по внедрению эле­ментов духовно-нравственного образования в Санкт-Петербурге. Совместная работа с органами управления образованием и образовательными учреждени­ями Ленинградской области может позволить применить этот опыт на уровне общего среднего образования.

В 1989 г. в Санкт-Петербурге (тогда — Ленинград) начал работать Русский христианский гуманитарный институт, с 2004 г. получивший аккредитационный статус академии (РХГА). Одним из соучредителей института стало Севе­ро-Западное отделение РАО, наряду с Институтом русской литературы РАН и Санкт-Петербургской православной духовной академией. Учредители изна­чально планировали придать гуманитарному образованию духовное измерение. Основой работы РХГА стала модель культурологически-целостного и ценностно-фундированного гуманитарного образования. По сути, в опыте работы ака­демии мы получили редкий в педагогической практике случай вуза-лаборатории, когда философско-педагогический и культурологический концепты, по мере их разработки, внедряются в учебную деятельность, а результаты последней, в свою очередь, становятся материалом научного исследования. В академии сложился коллектив единомышленников, работающих совместно многие годы, тесно взаи­модействуя с учредителями РХГА.

По итогам двадцатилетней работы можно говорить о полученных теоре­тических и практических результатах. Конкретизирован принцип культуроло­гического (культуроцентричного) построения гуманитарного образования, ре­ализован междисциплинарный подход, в рамках которого задействуются идеи, выработанные в религиоведении, философии, литературоведении, педагогике. Разработана методология религиозно-аксиологического обоснования структуры и содержания образовательных программ в сфере высшего профессионального гуманитарного образования. Проведенные научные исследования позволили го­ворить о ценностно-культурологической модели образования, которая в полной мере может быть применена в области духовно-нравственного воспитания.

Результатом работы модели на базе динамично развивающегося вуза, на­шей академии, можно считать формирование новой образовательной (информа­ционно-методической и коммуникативно-психологической) среды учебного за­ведения. Такая среда выступает условием и средством не только формирования профессиональных компетенций, но и эффективного духовно-нравственного развития личности.

Важнейшим условием успешности духовно-нравственного развития лич­ности является создание ценностно-фундированной педагогической среды, а концепция культурологически целостного и аксиологически обоснованного гу­манитарного образования выступает методологией формирования такой среды, которая является также эффективным инструментом развития профессиональ­ных компетенций обучающихся.

В условиях перехода от индустриального к информационному способу организации социальных коммуникаций культуроцентрическая методология построения педагогических моделей в гуманитарной сфере более креативна, нежели сциентистская. Сциентистский принцип, сформированный в XIX веке, в период классической дисциплинарной дифференциации научных знаний, до­минировал в советской педагогике, сохраняя значительное влияние и в постсо­ветской. Основой такого образования, которое часто называют «предметным», является изучение определенной науки (истории, психологии, биологии и т.д.), тогда как остальной массив знаний выполняет фоновую функцию. Задачей стало подготовить специалистов.

Культуроцентричная методология исходит из приоритета целого над ча­стью. Изучение специальной области (науки, искусства или философии) высту­пает как функция от целого (культуры). Причем контекст не декларируется, излагаясь пунктирно, а вводится в качестве актуально осмысляемой информации. Задача не только подготовить специалиста, но научить человека мыслить и осоз­навать себя целостным существом, органично включенным не только в профес­сиональные, но в разнообразные социокультурные связи.

Методология «погружения в культуру» качественно увеличивает возмож­ности личностного развития обучающегося. Но для ее успешной реализации требуется соответствующая расстановка акцептов в структурировании матери­ала. Перевод культурообразующих идей, исполнявших в сциентистской модели фоновую функцию, в режим актуального восприятия приводит к качественному возрастанию интенсивности информационных потоков. Встает вопрос о способе их структурирования. Предложена, обоснована и успешно реализована в учеб­ном процессе концепция исторического и структурно-аспектного «погружения в культуру», когда история культуры выступает как логика развития культурно-исторических «формаций».

Возникает вопрос: какой из структурных аспектов развития культуры сле­дует признать доминантным (как, например, в марксизме — политико-эконо­мический)? Классически-культурологический ответ, философскую основу ко­торого мы находим в учении Э. Кассирера, состоит в равенстве всех аспектов. Тяготеющую к этому принципу модель гуманитарного образования можно об­наружить, например, в образовательной и научной деятельности Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). Мы, опираясь на идеи Н. Бердяева, И. Ильина, Г. Федотова, М. Вебера, обосновывали доминантную роль религиозного фактора в развитии культур. Эмпирически (текстуально) религия выступает элементом культуры, который испытывает воздействие со стороны других ее формообразований, составляющих в совокупности культурно-исторический континуум, однако логически (или гипертекстуально) религия служит смыслообразующей силой развития культуры.

Идея ценностной обоснованности всей сферы человеческого бытия, и, как следствие, всей сферы гуманитарного знания и образования, стала в XX в. од­ной из центральных. Философски это было обосновано Г. Риккертом, М. Шелером, Н.О. Лосским. В педагогическом аспекте важны разработки С.И. Гессена и В.В. Зеньковского. Советская идеология создала неблагоприятную среду для раз­работки аксиологической проблематики. Перелом наметился лишь в последнее десятилетие.

Конкретизация принципа ценностной фундированности гуманитарного образования достигается нами путем насыщения его культурно-историческим содержанием. В результате ценности, внесенные в мировую культуру христиан­ством, выступают вполне объективным результатом исторического процесса — вершиной духовного развития человеческой цивилизации. Они же выступают — в рамках нашей модели — не только предметом изучения, но тем особенным ви­дом знания, который формирует саму призму оценивания истории, методологию духовного осмысления историко-культурного процесса. Таким образом, содер­жание религиозной жизни вводится в учебный процесс не путем доктринальной теологической аргументации и не посредством приобщения к структурам конфессиональной повседневности (богослужения, обряды, традиции), хотя и таковые не игнорируются. Знакомство с религией происходит через уразумение ценностного ядра культуры, поскольку именно в религии ценности раскрыва­ются в их абсолютном измерении. В иных областях культуры ценности присут­ствуют, формируя пространство жизнесмысловых ориентации личности. В пер­вом случае мы имеем дело с конфессиональной индоктринацией, которая в поликонфессиональном обществе может стимулировать религиозные конфликты, во втором — с духовно-ориентированной инкультурацией. Аксиологическая ме­тодология осмысления культуры (и религии как ее неотъемлемой составляющей) формирует предпосылки для межрелигиозного диалога, поскольку развитые ре­лигии (в первую очередь — монотеистические) объединяются устойчивым набо­ром ценностей, расходясь на уровне доктрин и обрядовых традиций.

Систематическая и долгосрочная реализация ценностно-культурологиче­ской модели гуманитарного образования создает внутривузовскую среду, ко­торая способствует духовно-нравственному развитию личности. Такой подход обеспечивает рост этнической и конфессиональной толерантности. Предложен­ная методология формирует качественно новую, более благоприятную для раз­вития профессиональных компетенций образовательную среду, нежели модель сциентистского обучения, приучая к анализу междисциплинарных связей и при­вивая навыки контекстуального мышления.

Предложенная модель представляется актуальной в свете поставленных го­сударством задач внедрения предметов духовно-нравственной тематики в про­граммы общеобразовательных учреждений. Она несет в себе мощный потенциал развития толерантности. Данная методология позволяет решать задачи струк­турно-смыслового согласования содержания вводимых предметов с основным (сложившимся и устоявшимся) массивом учебной информации, которое прак­тически невозможно в случае доктринально-теологического и сложно решается в случае обрядово-литургического (через структуры повседневности) приобще­ния к религиозной традиции.

Представленная модель не только успешно реализуется в образователь­ном пространстве РХГА, но начинает применяться, по инициативе академии, на уровне регионов как в рамках системы повышения квалификации педагогов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, так и в разработке новых образова­тельных программ для общеобразовательных учреждений, в которых реализуют­ся вышеописанные фундаментальные принципы и методология.

Экспериментальная апробация и практическое внедрение осуществляются в РХГА при поддержке Северо-Западного отделения РАО, других научных орга­низаций, в рамках договоров с Комитетом по образованию Санкт-Петербурга (1995 и 2009 гг.).

В рамках реализации целей и задач договора был развернут комплекс ме­роприятий, направленных на повышение профессионального уровня педагогов петербургских школ и формирование соответствующей информационно-мето­дической и коммуникативной среды. В число таких мероприятий входит цикл постоянно-действующих семинаров по актуальным проблемам духовно-нравственного воспитания («Современное общество и современная школа: духов­но-нравственные проблемы»; «Религия и общество»; «Религия в образовании»; «Нравственные уроки истории»; «Духовно-нравственная проблематика русской литературы»; «Духовное измерение искусства»; «Школа здоровой семьи», про­граммы переподготовки и повышения квалификации педагогов, а также еже­годная международная конференция «Воспитание к духовности в современном мире», в рамках которой в 2010 г. был изучен опыт педагогов Англии, Норвегии и Турции, планируется изучить и обобщить опыт Италии, Испании, Израиля и Греции.

В развитие договора о сотрудничестве РХГА и Комитета по образованию Санкт-Петербурга, академией подписаны договоры с несколькими общеобразо­вательными учреждениями города, специализирующимися на вопросах духов­но-нравственного воспитания. В этой работе РХГА задействует кадрово-методический потенциал своих учредителей — Северо-Западного отделения РАО и СПбПДА. В первом случае РХГА выступает как официально включенная в состав СЗО РАО лаборатория, если говорить о втором, то в последние 2-3 года мы фак­тически осуществляем обмен преподавательским опытом. Профессора и препо­даватели Духовной академии преподают в РХГА, а профессора РХГА читают лек­ции в стенах петербургских духовных школ.

Недавно заключенный договор между Комитетом общего и профессио­нального образования Ленинградской области, Санкт-Петербургской епархией и РХГА о совместной работе в этой сфере еще не начал приносить свои плоды, но мы надеемся на практическую реализацию обозначенных в нем положений. Научно-исследовательская работа по обоснованию ценностно-культурологиче­ской модели гуманитарного образования и внедрение ее результатов в практику общеобразовательных и образовательных учреждений высшего и среднего про­фессионального образования продолжается, и мы надеемся на сотрудничество с образовательными учреждениями Ленинградской области в этой важной для будущего России сфере.


Сборник материалов VI Тихвинских межрегиональных образовательных чтений, 2012 г. 


Опубликовано 04.02.2013 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter