«Священник – образ Христов, он – икона, он – Христова забота, он – Христова любовь, он – Христова кровь…» – сказал митрополит Антоний Сурожский в слове о пастырстве, произнесенном в стенах Московской духовной академии в 1973 году. Это очень сильные, очень высокие слова о подвиге достойного несения креста служителя Божьего. В приземленной, обремененной заботами жизни священника все может быть, и очень часто бывает намного проще и понятнее, более обмирщенно. Службы, требы, беседы с пришедшими в храм – постепенно привыкаешь, и все становится несколько обыденней этих возвышенных слов о сущности священнослужения. Но «священник – образ Христов». И если мы принимаем эти слова за реальность нашего бытия, а они таковыми являются, то должны из Евангелия черпать знания об этом Образе, о Его действии в мире, о Его проповеди Царствия Божьего. Именно о последнем и повествуют нам два прочитанных сегодня столь разных по содержанию евангельских чтения. Казалось бы, что общего может быть между событиями выхода Господа на общественное служение и исцелением сидящего при дороге слепого?
Оба эти события внутренним содержанием связаны с проповедью – одной из главнейших целей священнослужения. В первом случае евангелист Матфей не просто повествует нам о том, что «Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 4:17), таким образом продолжая в Своей проповеди ранее затронутую Предтечей Господним тему покаяния, но и указывает нам общее направление нашего пастырского служения – непрестанную проповедь и обращение людей к вере в Единого Бога. Важнейшей особенностью этой проповеди было постоянное географическое передвижение Спасителя, Господь всегда Сам шел к людям открывая для них новый смысл земного бытия. Ревность о такой постоянной проповеди становится актуальна для будущих пастырей – священник всегда должен первый идти к людям и не просто идти, а иметь искреннее желание поделиться с человеком своей верой, своим знанием. И если мы посмотрим вокруг нас, то непременно увидим всевозможные направления нашей проповеди. Школы, больницы, места лишения свободы, городские администрации, каждый человек нуждается в Боге и мы должны давать людям веру потому, что так делал Господь, потому, что «священник – образ Христов».
Во втором случае мы видим иную картину проповеди. Человек, не имеющий зрения, узнает, что рядом с ним проходит Мессия и начинает взывать: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» (Лк 18:38).Сцена эта исполнена символики. Человек – нищ и слеп и в силу этого – беспомощен; сам улучшить свое положение он не в состоянии. И вот через его город проходит Мессия. Слепой узнает в Нем своего Спасителя, Единственного, Кто может сделать его зрячим и взывает к Нему. Как мы знаем из дальнейшего повествования, Господь не прошел мимо обращающегося к Нему человека, но исцелил его. И ведь в приходской жизни священника также будет немало таких людей. Нет, не слепых физически, а приходящих и обращающихся к тебе. Испытывающие какое-то духовное сотрясение или стесненные материально они не имея надежды на внешнее будут искать Высшего заступления и придут в храм. Важно отдать частицу твоего сердца, твоей веры и надежды такому человеку. Ведь как мы знаем исцеленный слепой, тотчас пошел за Иисусом, славя Бога и весь народ, видя это, воздал хвалу.
Будем ли мы идти к людям, или же они сами будут приходить к нам, не так важно. Важно то, что будет руководить нами на нашем жизненном пути. Окончив духовную академию и уже не имея тетради по социальной практике, или дежурного помощника, контролирующего наши действия, мы все будем представлены самим себе. У нас появится выбор между тем посетить ли нуждающихся или же отдохнуть с друзьями, пережить с человеком тайну покаяния и помочь ему, просто формально выслушать или не выслушать вообще. Это касается и богослужебной практики, и финансового вопроса, и вообще каждого аспекта нашей жизни, ведь все в ней взаимосвязано. Именно в этой, приходской обыденности и раскроется наше внутреннее содержание и ценностные устремления, от которых будет зависеть сила нашего слова и действенность нашей проповеди. И не дай нам Бог дать слабину, ведь даже если она будет сокрыта от глаз человеческих, ничто не скроет ее перед лицом Правды Божьей. Не дай Бог нам забыть, что «священник – образ Христов, он – икона, он – Христова забота, он – Христова любовь, он – Христова кровь, которая может быть излита».
Аминь.
// Проповедь аспиранта Санкт-Петербургской православной духовной академии диакона Александра Аникина произнесенная за Божественной литургией в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Неделю 31-ую по Пятидесятнице 26 января 2014 года