Господь заповедал нам совершать Вечерю Любви, участвовать в Трапезе Господней. «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22, 19). Мы и сейчас за Тайной Вечерей. Как никогда мы ощущаем свое присутствие в священнодействии двухтысячелетней давности. Это не символическое участие, не просто воспоминание исторического события из Евангелия, не дань истории, но это действительное наше участие в Тайной Вечере. Мы «реально… за той же Трапезой, — писал протопресвитер Александр Шмеман, — которую тогда, в ту праздничную ночь, Христос совершил». Стираются пространственные, временные рамки: «Вечери Твоея тайныя днесь», то есть она сегодня, именно сейчас мы соприкасаемся с Божественной реальностью, вечностью.
Это день, когда Христос совершил для нас великое Таинство Любви, которое соединяет нас с Богом. Оно называется Тайной Вечерею, потому что мы входим в непостижимый, тайный мир Бога. Это событие, которое с первых лет существования Церкви ежегодно отмечалось христианами. Это день нашего приготовления к Великой Пятнице, когда мы сострадаем, сопереживаем Христу, ужасаемся, то есть осознаем великую Тайну Страданий Спасителя. Это день, который проводился первыми христианами бденно день и ночь. Для нас это время духовной близости с Христом. Поэтому в лице учеников и апостолов друзьями Спаситель называет и нас с вами. Чтобы стать Господними друзьями, на протяжении святой Четыредесятницы мы приготавливались к Вечере Любви.
Перед Тайной Вечерею Господь от нас просит немногого: очистить свое сердце от гордости и от чистого сердца возблагодарить Бога, потому что блаженны чистые сердцем, они могут видеть Бога, пребывать в райском блаженстве, непрестанно благодаря Бога. Чтобы очистить свое сердце от гордости, Господь заповедует нам придерживаться евангельского принципа — не искать первенства, но принять образ раба: «Кто хочет быть первым, — говорит Господь, — да будет последним из всех» (Мф 20, 27), то есть пребывать в состоянии смирения. По замечанию архиепископа Серафима (Соболева), выпускника нашей Академии, осознавать свою греховность не трудно, ощущать свои немощи перед Богом легко, но самое тяжелое —смирить себя перед ближними. Мы должны стремиться к смирению. Только в этом состоянии, подлинного проявления нашей любви к ближним, мы можем возблагодарить Бога, тем самым принять участие в Тайной Вечере.
Без Евхаристии, благодарения, нам невозможно стать причастниками Царства Небесного, находиться со Христом. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, — говорит Господь, — во Мне пребывает и Я в нем» (Ин 6, 56). Участие в Евхаристии Господней – это доминанта, лейтмотив нашей литургической жизни.
Для Господа Вечеря Любви явилась кульминационным событием в канун Крестных Страданий. Как бы мы поступили, если бы узнали о своей завтрашней смерти? Конечно, если была бы возможность, сделали что-то важное, главное. Вероятно, что именно поэтому в канун Великой Пятницы Христос совершил для нас Вечерю Любви, величайшее Таинство Благодарения.
Посредством Евхаристии мы становимся едиными со Христом, соединяемся с Телом Христовым. «Аз есмь лоза, — говорит Господь,— а вы ветви» (Ин 15, 5). Только тогда мы становимся подлинно счастливыми, когда в каждом из нас пребывает Христос, в полноте и целостности. В этом заключается отличительное, универсальное свойство нашей Церкви – соборность, о которой мы поем в Символе Веры. Благодаря соборности мы действительно счастливы, обретаем счастье или, восходя к этимологии этого слова, со-частье, соучастие, часть со Христом. «Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век» — воспеваем мы к Богу со святым царем-псалмопевцем (Пс 72, 26).
Сегодня Христос открывает нам двери счастья. Нам остается ответить Ему взаимностью. Откроем же нашему Господу двери своего сердца, подойдем к Чаше Жизни, смыслу нашей жизни, восклицая Спасителю: «Сыне Божий, причастника мя приими!».
// Проповедь, произнесенная аспирантом диаконом Александром Хорошиловом за Божественной Литургией святителя Василия Великого в академическом храме в честь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Великий Четверг, 17 апреля 2014 года.