Сегодня часто мы слышим о том, что Санкт-Петербургская Духовная Академия занимает первенствующее положение по многим показателям среди духовных школ Русской Православной Церкви. И это не просто громкие, голословные заявления, это действительно так. Таковой же являлась наша академия и в синодальный период. Думается, что подобное лидерство достигается благодаря многим факторам в совокупности, но одним из существенных является личностный аспект. Наиболее талантливые её представители, начальствовавшие, учившие и учившиеся и составляли собственно академию, делали её лучшей из всех духовных школ.
Одного из таких выдающихся выпускников мы сегодня вспоминаем. Речь идёт о профессоре академии, а в последствии протопресвитере военного и морского духовенства Евгении Петровиче Аквилонове, 155-летнюю годовщину со дня рождения которого в этот день мы отмечаем.
Надо сказать, что жизненный путь Е. П. Аквилонова сначала в духовной академии, а после на посту протопресвитера армии и флота достаточно подробно изложен в статье нынешнего преподавателя академии Д. А. Карпука1. Поэтому сегодня интересным было бы вспомнить некоторые свидетельства современников о личности отца Евгения.
Что касается служения в духовной академии, то здесь примечательна для нас характеристика Е. П. Аквилонова, тогда еще не облеченного в священнический сан, ректора академии епископа Антония (Вадковского), который, предлагая кандидатуру Е. П. Аквилонова на освободившуюся кафедру «Введение в круг богословских наук» (Основное богословие), отмечал его литературные (богословские) труды, называл преданным науке и богословски серьезно подготовленным для академической кафедры2. Это, безусловно, высокая оценка его начинавшейся научной карьеры, и огромный успех для молодого преподавателя. Напомним лишь, что на момент назначения Е. П. Аквилонову было всего 29 лет.
Относительно характеристики Е. П. Аквилонова с научно-богословских позиций, мы обнаруживаем совершенно противоположные оценки его магистерской работы «О существе Церкви». Как известно, именно этот труд привёл к грандиозному скандалу не только в Санкт- Петербургской духовной академии, но и во всей Русской православной церкви3. Напомним, что основной предмет критики вызвало новое осмысление Е. П. Аквилоновым определения Церкви.
Родная академия, в целом, положительно оценила работу начинающего ученого. Так, научный руководитель профессор А. Л. Катанский в своём отзыве называет сочинение своего ученика полезным вкладом в богословскую литературу. Внося некоторую поправку в существующее научное определение Церкви, оно даёт вместе с тем, оружие против разного рода рационалистических и протестантствующих сект и может стать полезным чтением для тех представителей интеллигенции, которые склонны к увлечению или протестантскими, или римско-католическими идеалами Церкви4.
Однако были и отрицательные отзывы на эту работу. В частности, по мнению митрополита московского Сергия (Ляпидевского) сочинение носит печать темного немецкого богословствования, а по направлению и духу есть рационалистическое, и потому неудобоисправимое5. На ряду с этими, были и другие отзывы как положительного, так и отрицательного характера. Все это свидетельствовало о том, что молодому ученому были чужды традиционные схоластические штампы в богословии, а это в свою очередь позволяло ему по-новому отвечать на непростые и спорные вопросы богословия.
Второй высокой и ответственной должностью для протоиерея (с 1903 года) Евгения Аквилонова стало назначение его протопресвитером ведомства военного и морского духовенства. Интерес представляет оценка современниками практически годового пребывания в должности протопресвитера армии и флота отца Евгения.
Как отмечали его современники, он на своём новом поприще стремился придерживаться взглядов своего предшественника протопресвитера Александра Желобовского. Наверное, одно из самых главных, на чем акцентировал отец Евгений свою работу, это доступные для низших чинов в армии проповеди, а также внебогослужебные собеседования в воинских частях. Иногда он и сам лично посещал с этой целью казармы6. В этом отношении он был известен как талантливый оратор и проповедник: «Его живые речи и поучения на современные темы, будучи глубоко содержательными по существу, благодаря прекрасной дикции и мощному голосу, захватывали внимание слушателя, а величавая осанка и представительная внешность дополняли впечатление»7.
Оценивая отца протопресвитера как своего начальника и администратора, редактор журнала «Вестник военного и морского духовенства» протоиерей Иоанн Морев отмечал твёрдый и решительный характер отца Евгения, который не хотел признавать никаких препятствий для достижения намеченных целей8. Приемник отца Евгения на посту протопресвитера протоиерей Георгий Шавельский, в своей речи перед гробом, упоминал о резкости в выражении правды и прямолинейности почившего, которая иных вооружала против него, другим давала повод обвинять его в недостатке любви. И тем не менее отец Георгий подчеркивал, что в сердце протопресвитера всегда горела яркая любовь к людям. Эту любовь он также всегда согласовывал с правдой, веруя, что только в таком сочетании и истина и благо9.
Примечательна и весьма символична кончина отца Евгения, которая подробно описана священником Никодимом Сементовским10. Действительно, такую смерть нужно ещё заслужить. Будучи уже прикованным к постели, он успел собороваться, причаститься, отслужить по самому себе заупокойное богослужение, проститься с близкими, и тихо отойти к Богу. Протопресвитер Евгений Аквилонов, конечно, по праву сподобился блаженной кончины, но очень рано, не дожив до своего 50-летнего юбилея.
Использованная литература:
Источники:
-
Вестник военного и морского духовенства. 1911. № 9.
Исследования:
-
Карпук Д. А. Служение профессора Санкт-Петербургской духовной академии Евгения Петровича Аквилонова на посту протопресвитера военного и морского духовенства // Сборник материалов церковно-исторической конференции «История военного и морского духовенства в Российской империи в конце XIX – начале XX вв.». СПб., 2015. С. 138-168.
1 Карпук Д. А. Служение профессора Санкт-Петербургской духовной академии Евгения Петровича Аквилонова на посту протопресвитера военного и морского духовенства // Сборник материалов церковно-исторической конференции «История военного и морского духовенства в Российской империи в конце XIX – начале XX вв.». СПб., 2015. С. 138-168.
10 Сементовский Н., свящ. Последние часы жизни о. Протопресвитера Евгения Петровича Аквилонова и проводы его тела из Козлова на вокзал для следования в Петербург // Вестник военного и морского духовенства, 1911. №9. С. 273-282.