Совершая Божественную Литургию, участвуя в ней всей своей верой и молитвой мы прикасаемся к удивительной и великой тайне Искупления. Тайне Тела и Крови Христовой. Если мы скажем, что мы постигли эту тайну — это будет великая неправда, но сказать, что мы чужды ее — еще большая ложь. Потому что Сам Бог приобщил нас к ней по вере излиянием Крови Сына Своего. Итак, говорить о том, что до конца невыразимо словами побуждает нам Сам Бог. И как бы трудно ни было выразить эту тайну, мы должны размышлять и говорить о ней.
Эта тайна — сердцевина Церкви, она главное содержание Евангельского благовестия. О ней предсказывали пророки, ее проповедовали апостолы, за нее умирали мученики, ее силой совершали свои подвиги преподобные отцы.
Вот и сейчас мы с вами предстоим перед этой тайной, в которой заключена вся жизнь от рождения по плоти нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Сейчас перед нами Вифлеемские ясли, беззащитный младенец, согреваемый лишь дыханием Матери, приходит в темноту этого мира. Сейчас здесь Тот, Которому некогда пастухи и волхвы пришли поклониться. Весь Его земной путь предстоит перед нами ныне в трепетной тайне Искупления. Вот отрок Иисус, совершенное сочетание юности и мудрости — того, что столько далеко отстоит друг от друга в роде людском, беседует со старцами в Иерусалимском Храме, удивляя их своею мудростью. В этой тайне перед нами и крещение Христа в струях Иордана и выход на проповедь, путешествия в пыли палестинских дорог и Преображение на Фаворе, молитва до крови в Гефсиманском саду и Сам Крест и на Нем за нас распростертое Тело, источающее струи Животворящей Крови. В этой тайне Его гроб и Преславное Воскресение. В ней Он Воскресший является ученикам, наставляет и учит тому, что не может быть вмещено ни в одну книгу, потому что пишется лишь на скрижалях сердца. Здесь Сионская горница и Схождение Духа, Который приходит и напоминает все. Здесь Вознесение и жизнь вечная.
Здесь Невместимый, некогда благоволивший вместиться в ясли, вмещается ныне в Святую Чашу, входит в уста, очищает ум, освящает сердце. Вот тайна искупление, перед ней мы предстоим сейчас. Чем же мы можем ответить Христу?! Об этом говорит апостол Павел в прочитанном сегодня зачале: «узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона» (Гал. 2:16). Лишь верою мы созерцаем великую тайну Искупления. Верою мы впускаем свет Христов в свою душу. Верою — как способностью воспринимать, впитывать действие благодати, как способностью любить, а с любовью и доверять Богу. Неверие же всегда — закрытость от Бога, всегда самоуверенность, ищущая утвердиться в делах ли закона, или в самомнении о своей исключительности, национальной, родовой ли или индивидуальной. Об всем этом апостол Павел говорит: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Флп. 3:8-9).
Как некогда перед галатами и перед нами стоит сегодня выбор пути религиозного развития. Холодным ли взором взирать на Крест Христов, в сердце более утверждаясь в своей мнимой праведности, в своей самонадеянной исключительности, или теплотой веры прозревать в Кресте великую тайну Искупления, видеть и чувствовать невыразимую муку Любви Распятого Сына Божия, исходящую от Прободенных ребр Его, от Пригвожденных рук и ног Его, и подаваемую нам в Святой Чаше для нашего обновления и спасения, для нашего воскресения. Ведь и здесь сейчас перед нашим взором «предначертан Иисус Христос, как бы у нас распятый» (Гал. 3:1). Преступим же с трепетом к великой тайне Искупления, преступим с верою и любовью!
Проповедь студента I курса магистратуры библейско-богословского отделения Санкт-Петербургской православной духовной академии диакона Глеба Седова, произнесенная 17 ноября 2013 года в Иоанно-Богословском академическом храме за воскресной Литургией.