Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
В настоящий вечер мы с вами, братья и сестры, собрались в храм Божий, чтобы почтить страдания Господа нашего Иисуса Христа. Этот благочестивый обычай появился на Руси в начале XVII столетия, благодаря Киевскому митрополиту Петру Могиле.
Наверное, каждый из нас однажды задавался вопросом – почему мы покланяемся страстям Христовым и Его Животворящему Кресту? Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо перенестись мыслию во времена, когда Бог сотворил мир, и что произошло потом с нашими прародителями. Все мы слышали историю о грехопадении, но, к сожалению, мало кто может во всей полноте осознать и понять, что же произошло на самом деле в раю, и какой ценой мы избавлены от греха, проклятия и смерти.
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов повествует нам «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин 1:1). Эти слова более точно передают слова бытописателя Моисея «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1:1), потому что в них заключается тайна и смысл бытия, нашего видимого и невидимого мира. «Вся тем быша, и без него ничтоже бысть еже бысть» (Ин 1:2), то есть все было сотворено Богом, и без него ничто не пришло в состояние бытия.
Святитель Афанасий Александрийский в одном из творений раскрывает нам тайну этих слов: «Слово Божие, которым Бог творит мир из ничего, одновременно является и Творцом этого мира, и сам Божественный глагол становится для мира видимого законом естества, законом его существования, нарушить который могло лишь преступление этого закона». (Святитель Афанасий Александрийский. Творения, т.26, Слово пространнейшее «О вере »).
Этим преступлением явился грех непослушания, грех пере-ступления через это Слово, нарушение заповеди. Таким образом, наши прародители разрушили свое естество, разрушили боготканные одежды, из которых они были сотканы Божественным Словом, и увидели, что наги. Они разрушили гармонию мироздания и гармонию взаимоотношений с Богом и окружающим миром.
Преподобный Андрей Критский в великом покаянном каноне пишет: «Сшиваше кожныя ризы грех мне, обнаживый мя первыя Боготканныя одежды». И поэтому они более не могли оставаться во свете Божественной любви и Божественной благодати, и чтобы не повредиться человеку умом и не стать, как бесплотный дух, постоянно укореняющийся во зле, Бог говорит: «Вот Адам стал как один из нас, ведающий доброе и лукавое, да не когда прострет он руку и вкусит от дерева жизни…» (Быт 3:22). И перед тем как изгнать из рая наших прародителей, Он дает им кожные ризы.
Святитель Григорий Нисский объясняет, что «кожные ризы это суть естественные страсти человека, естественные потребности его плоти, как голод, жажда, зной и холод, благодаря которым человек, испытывая естественную потребность, не может укорениться во зле, как бесплотный дух», благодаря которым человек вынужден постоянно заботиться о пропитании и отдыхе.
Итак, все изменяется в мире, искаженном грехом. Но человек не только согрешил, но и впал в тление. Это значит, что искаженное грехом естество человеческое само по себе не могло исправить последствий греха и неизбежно должно было погибнуть, то есть стать ничем, отойти в землю, из которой произошло. «Земля еси, — говорит Господь, — и в землю отыдеши» (Быт 3:19) «Но Божие милосердие не могло попустить, — продолжает святитель Афанасий, — чтобы разумные существа, причастные Божеству, погибли, и через тление снова разрешились в небытие». (Свт. Афанасий Великий. De incarn., 6-8, PG 25, 105-109). Для этого Бог Слово нисходит и становится человеком, «чтобы людей, обратившихся в тление, снова возвратить в нетление, и оживотворить от смерти благодатию Воскресения, уничтожая в них смерть через усвоение тела» (там же). Вот причина, по которой вслед за Адамом идет Христос. Вот причина, по которой Христос вочеловечивается и принимает образ раба, то есть человека. Святитель Василий Великий говорит те же слова, что и святитель Афанасий: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом».
Мы часто с вами слышим апостольское чтение в праздники Богородицы, где апостол Павел говорит: «Братие, сие да мудрствуется в вас (постоянно напоминает, приходит на ум), что Христос Иисус, который будучи сам образом Божиим, не требовал становиться человеком, — то есть не нуждался в уподоблении Божиему образу, но сам добровольно себя умалил (истощил), приняв образ раба» (Флп.2.5-6). Христос добровольно становится человеком, добровольно истощается ради всего человеческого рода.
«Смирил себя, послушлив быв (Отцу Небесному), даже до смерти Крестной» (Флп 2:7-8). Бог воспринимает на Себя именно ту плоть, которая стяжала тление, которая страдает и нуждается в исцелении. Те самые кожные ризы, которые испытывают голод и жажду, холод и зной. «Ибо так возлюбил Бог мир, что и Сына своего единородного дал, чтобы всякий верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16). И вот Бог, которого не может вместить человеческий ум, не может вместить вселенная, мир, добровольно истощается ради человека.
Дело еще в том, что человек не только стал тленным, но находился под властью греха, проклятия и смерти, под властью духов злобы поднебесной. И до времени славного Христова Воскресения бессмертные человеческие души содержались в аду. Избавить нас от этого состояния мог только Бог, который ради этого и воплотился. В ирмосе четвертой песни канона Великой субботы мы с вами слышим такие слова: «На кресте Твое Божественное истощание провидя Аввакум, ужасся вопияше: Ты сильных пресекл еси державу блаже, приобщаяся сущим во аде…». Это Божественное истощание, по-гречески «кеносис», и есть его добровольное принятие плоти ради страдания в ней.
«БОГ ДЛЯ ТОГО И ВОПЛОЩАЕТСЯ, ЧТОБЫ ПОСТРАДАТЬ И УМЕРЕТЬ ВО ПЛОТИ», — золотой нитью проходит мысль через творения того же святителя Афанасия Александрийского. Вот в чем заключается цель Боговоплощения. Принять на себя грехи всего человечества и не согрешить, через это исцелить падшую человеческую волю и природу, пострадать, умереть и сойти во ад, чтобы освободить «от века тамо седящих», пресечь державу сильных, и тем избавить человеческий род от тления и смерти.
Вот почему мы чтим страдания Христа, потому что через них мы получили исцеление нашей природы. При положении Христа во гроб его тела не коснулось тление. Христос стал первенцем среди мертвых, над которым смерть не возымела власти. «Христос сходит во ад не в уничижении, а в силе и славе, как Победитель, как начальник Жизни, и Своим воскресением прославляет плоть. Именно через смерть Христа открывается слава Божия», — говорит святитель Афанасий (там же).
Та слава, о которой Он молился Отцу небесному в Гефсиманском саду «и ныне прослави мя Ты отче у Тебя самого славою, юже имех у Тебе, прежде мир не бысть» (Ин 17:5), то есть прежде сотворения мира. Та слава, о которой Он говорил ученикам на тайной вечери прикровенно «Ныне прославися Сын человеческий и Бог прославися о Нем» (Ин 13:31). Это слова о той самой человеческой плоти, которую Он пришел прославить и избавить от власти князя мира сего, от власти смерти и тления. Как первозданный Адам однажды нарушил заповедь Божию и уничижил достоинство своей плоти, так Христос, новый Адам, не только восставил отпавшее достоинство плоти, но и прославил ее.
Только теперь Христос дарует человеку не земной рай, а вечное блаженство, Царство Славы, о котором до славного второго пришествия не ведают даже святые.
Мы часто можем с вами видеть надпись на кресте «Царь Славы». Вот каким Царем является Господь наш Иисус Христос, Царству Которого не будет конца. В раю было не только древо познания добра и зла, как мы с вами знаем, но и древо Жизни, от которого Бог не дал вкусить Адаму, ставшему достоянием смерти. И как первородный Адам не имел возможности прикоснуться к Древу жизни, так теперь каждый из нас имеет эту возможность, вкушая Плоть и Кровь Христа Спасителя в Таинстве Евхаристии, благодаря Его добровольной страсти, благодаря Его за нас Жертве на Кресте. Отныне Крест становится для каждого из нас не орудием позорной казни, а символом победы над смертью, и тем самым Древом жизни, плодом которого является Сам Христос Спаситель, «давший Себя в снедь миру».
Вот почему, дорогие братья и сестры, мы с вами покланяемся Кресту Христову и Его славным страданиям и просим, чтобы Он, показавший нам путь ко спасению, сподобил и нас увидеть Его тридневное восстание и в будущем веке посадил нас одесную Отца во Царстве Своей неизреченной Славы. Аминь.