Дионисий Хмыров. Покаяние и смирение как необходимые условия нашего пребывания в подлинно христианском духе

Дионисий Хмыров. Покаяние и смирение как необходимые условия нашего пребывания в подлинно христианском духе

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Когда мы смотрим на вековое дерево, высоко к облакам возносящее свою крону, то мы знаем, что сила корней его, идущих в глубину, должна соответствовать массиву дерева. Если бы корни не проникали в темные недра земли, быть может, настолько же глубоко, насколько возвышена крона; если бы масса его корней и крепость их не были соответственными объему и весу видимой части дерева, то не могли бы они ни кормить дерево, ни удержать его стоящим: и малый ветер повалил бы его.

Так и в духовной жизни человека. «Если мы сознаем величие призвания нашего во Христе, т. е. нашего избрания в предвечном Совете Божием для усыновления, … то отсюда мы не возносимся в гордости, но действительно смиряемся». Покаяние и смирение, понимаемое как «движение вниз», движение как кажется помраченному гордостью уму «во тьму кромешную», необходимо всем нам, чтобы устоять «в подлинно христианском духе».

Эта мысль выдающегося богослова, молитвенника, духовника и старца схиархимандрита Софрония (Сахарова) удивительным образом перекликается с сегодняшним евангельским чтением 5-й Недели Великого поста.

В сегодняшнем Евангельском отрывке мы слышим просьбу апостолов Иакова и Иоанна Зеведеевых, обращенную ко Христу – позволить им сесть одесную и ошуюю Христа во Царствии Божием. Их уши и сердца абсолютно глухи к только что прозвучавшим словам Христа, предсказывающим о предстоящем Его предательстве в руки грешных людей, издевательствах и поношениях, биениях, и, наконец, убийстве и последующем чуде воскресения! Нет, апостолы словно не слышат скорбных пророчеств Христа и таинственных обетований воскресения, столь необходимого иссохшим от духовной жажды душам человеческим. Ими еще движет обыкновенное греховное стремление к первенству, которое вызывает столь же естественное возмущение остальных апостолов: почему именно они, эти два брата, а не кто-то из нас, должны сесть ближе к Царю Христу по Его воцарении?

Удивительны при этом терпение и кротость Господа, Который не возмутился духом от жестокости и эгоизма учеников, которые только что слышали о грядущих страданиях своего Учителя, не расстроился от того, что они до сих пор не восприняли сути Его учения о любви и смирении, но спокойно ответил им так: «Кто хочет быть в вас старший – да будет всем слуга» (Мк 10:43). Ведь и Сам Он пришел послужить не Себе, но другим! Хотя Он, будучи никем иным как Творцом и Промыслителем мира, менее кого-либо мог бы думать о необходимости служения Своему же созданию!

Господь преподает еще один терпеливый урок смирения Своим ученикам, а с ними вместе и нам. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10:45). О жертвенном служении Христа мы все хорошо знаем, но плохо храним мысль о подражании Ему в своем сердце. Господь, Который сделался по слову святого мужа апостольского Поликарпа Смирнского, «служителем (диаконом) для всех» (Послание к филиппийцам) желает, чтобы и в наших душах ярко горело желание святого евангельского служения.

В эпоху апостолов и мужей апостольских понятие служения-диаконии еще не ассоциировалось с кругом обязанностей самой первой церковной степени, но считалось обязательной принадлежностью всей иерархии, начиная с епископа. Не случайно, по слову апостола Павла, Бог «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями … на дело служения (диаконии), для созидания Тела Христова» (Еф 4:12).

До конца своих дней святые нашей Церкви смиренно считали себя ниже всякой твари, хотя имели порой великую благодать от Господа! Покаянием и мы можем привлечь благодать Божию, а смирением устоять в ней. И никакие, даже самые сильные и обжигающие демонические мысленные ветры не смогут повалить это древо смирения, пустившее глубоко в землю корни покаяния, которое, несомненно, принесет со временем обильные плоды удивительной любви Христовой в наших сердцах.

А каким малым дуновением ветра может быть свалено гордо высящееся древо гордого, надменного, тщеславного человека. Такому мысль о своей праведности не позволяет осознать себя грешником. Нет у него таких корней, которые бы удержали его «высокое» древо, и потому так немного может потребоваться, чтобы оно проявило свою трухлявость и бесплодие и рухнуло пред смирением и любовью Спасителя.

Будем же помнить, дорогие братья и сестры, что каждый христианин, подражая Самому Спасителю, призван в смирении и покаянии совершать дело не только своего личного спасения, ища близости ко Христу лишь себе, но познавать тайну Креста Христова как тайну плодоносной, жертвенной любви Божией, как тайну смиренного служения во спасение ближних, а через них и своей собственной души. Аминь.

Проповедь студента II курса церковно-исторического отделения академии Дионисия Хмырова, произнесенная в Неделю 5-ю Великого поста в академическом храме за Божественной литургией.


Опубликовано 01.04.2012 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter