Дмитрий Карпук. Се, Раба Господня

Дмитрий Карпук. Се, Раба Господня

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

За окном глубокая темная ночь. По бумаге скрипит перо. Писатель дописывает свою рукопись, чтобы на следующий день отнести ее в редакцию. И не так уж важно, кто этот автор: Федор Михайлович Достоевский, Лев Николаевич Толстой или, может быть, Николай Васильевич Гоголь… Каждый из них, впрочем, как и многие писатели XIX века, считал себя не просто писателем, не просто литератором, они считали себя пророками, призванными своим творческим словом изменить хоть что-то в судьбе своего Отечества, в жизни каждого отдельно взятого человека!

С тех пор прошло не так много времени, всего лишь одно столетие. Но как все изменилось! Теперь уже не надо скрипеть элегантным пером по белоснежной бумаге, теперь можно просто стучать по клавишам компьютера и думать, что ты очередной гений человечества. Иногда складывается такое впечатление, что достаточно знания алфавита и двух, максимум трех мыслей в пустой голове, чтобы человек возомнил себя великим мыслителем! Все говорят и пишут, пишут и говорят, и возникает вопрос: кто же будет все это слушать, читать?! Мы как будто живем в эпоху, когда слово теряет силу, теряет внутреннюю энергетику, как соль соленость. Но вместо того чтобы выбросить эту девальвированную соль, начинают складывать из ее кристалликов красивые фигурки, чтобы привлечь еще хоть кого-нибудь. Что называется, не накормить, так хоть развлечь. На наших глазах плавное течение мысли превращается, увы, в нескончаемый поток воды.

Но страшно не это. Неприятно другое, мы привыкли к тому, что можно говорить одно, думать другое, а делать третье. Несоответствие слов и действий воспринимается нами, к сожалению, как некая норма. Мы свыклись даже с тем, что с этого священного места произносятся высокие слова о христианской нравственности, о жертвенной любви, а потом эти слова нарушаются самими же произносящими.

Сегодняшнее евангельское повествование, дорогие отцы, братия и сестры, напоминает нам о тех временах, говорит нам о той культуре, где слово и дело шли, как правило, в одной упряжке. Один из деятелей I века до нашей эры Цицерон говорил очень много речей, говорил красиво, говорил правильно, но его речь была направлена в первую очередь гурманам интеллектуального пиршества. Хотя он и претендовал на то, чтобы его речи изменили нравы в тогдашнем обществе. Но даже этому великому человеку мало что удалось сделать. И практически в то же самое время, спустя всего несколько десятилетий, в далекой и презираемой многими жителями Римской империи Палестине простая девушка из еврейского народа на поставленный вопрос произносит всего лишь несколько слов, всего одну фразу, и меняет не только свою жизнь, не только жизнь своего народа, она меняет ход мировой истории, судьбу всего человечества.

Вот уж действительно, мечта любого писателя и политического деятеля! Всего лишь несколько слов, всего одна фраза: «Се раба Господня, да будет Мне по слову твоему». И в истории отношений человека и Бога наступает новый этап, новая эпоха, происходит, если хотите, перезагрузка. Размышляя об этом событии, Николай Кавасила говорит: «Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, без содействия Ее веры этот план остался бы неосуществленным так же, как и без действия Самих трех Лиц Божественной Троицы». И действительно, перед нами развертывается удивительная картина. Сам Господь, Всемогущий Бог, Творец Вселенной, через архангела Гавриила обращается к Деве Марии, слабой и беззащитной девушке, принять и исполнить Его волю. И Пресвятая Богородица на призыв Творца отвечает согласием.

Иной скептик скажет: «Подумаешь, ничего особенного, любой человек на месте Девы Марии согласился бы выполнить такую великую миссию». Увы, к сожалению, современный мир переполнен супергероями. Чтобы ответить на подобного рода критику, надо обратить внимание на следующее. Мы привыкли к тому, что праздник Благовещения воспринимается только как совершенно конкретное событие Священной Библейской истории. И это правильно. Но что будет, если спроецировать евангельское событие на жизнь обычного человека?

Ведь в жизни каждого из нас, каждого из здесь присутствующих, бывают моменты, когда мы прекрасно пониманием, интуитивно ощущаем, что к нам обращается Сам Бог. И нам нужно принять Его Волю или отвергнуть. И если наш внутренний мир, если наши дела, наша вера совпадает с духом евангельских заповедей, мы отвечаем согласием. Но честно признаемся сами себе, так ли часто такое бывает? Не происходит ли чаще обратное? Не начинаем ли мы сопротивляться воле Божией, особенно если ее принятие сопряжено с определенными трудностями, не начинаем ли мы перечить, оправдываться, отстаивать свои права, апеллировать к свободе выбора? А сопротивляясь в малом, можем ли мы принять великое? Вообще, сопротивление воле Божией отдаленно, конечно, но напоминает ситуацию, когда заботливая мама говорит своему непоседливому ребенку: «Дитятко, не суй два пальца в розетку!» Но дитятко отвечает: «Я требую свободы выбора и прошу уважать мои права», и сует два пальца в розетку…

Своим ответом на призыв Бога Дева Мария демонстрирует нам, с одной стороны, что Ее слова – это не просто звуки, Ее слова зиждутся на богатом внутреннем мире, главными составляющими которого являются величайшее смирение и глубочайшая вера! Смиренный ответ Пресвятой Богородицы является реальным отображением внутреннего мира. Между Ее словами и делами нет зазора, они едины. И именно к этому единству и неразрывности слов и действий призван стремиться каждый христианин!

С другой стороны, своими словами Пресвятая Богородица потрясающе кратко и емко отвечает на один из больных вопросов человечества! Что есть свобода? Истинная свобода – есть рабство Христу, свобода без Бога – есть рабство греху. Вот и все! Эта истина не познается рассудком, она познается опытным путем. Тонны бумаги и цистерны чернил, которые затрачиваются на раскрытие этого вопроса в настоящее время – всего лишь детализация!

Будет ли действенно наше слово, дорогие братия и сестры, зависит от того, будет ли оно опираться только на рассудок или на жизненный опыт, сопряженный с реализацией внутреннего потенциала души. Будет ли наше слово истинным, зависит от того, будем ли мы сопротивляться воле Божией, отставая свои права на грех, или примем ее, понимая, что это и есть истинная свобода, осознавая, что на призыв Бога существует только один ответ, и это те самые слова, которые мы слышали в сегодняшнем евангельском отрывке: «Се, Раба Господня». Аминь!

Проповедь преподавателя Санкт-Петербургской духовной академии Дмитрия Андреевича Карпука на Божественной литургии в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 2012 года.


Опубликовано 06.04.2014 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter