Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Палестинская пустыня. Песок настолько накалён, что над ним плывёт марево. Христос и ученики подходят к воротам небольшого города, имя которому Наин. Господь видит, как навстречу Ему несут покойника. Ушей Спасителя касается скорбный плач матери-вдовы, которая потеряла своё единственное утешение в этой жизни — сына. О чём Господь думает в этот момент? Может быть Он представляет боль Своей Матери, Которая совсем скоро неизбежно будет участвовать в Его погребении? Его сердце наполняется жалостью. Молча Он касается одра и погребальная процессия останавливается. Смерть буквально замирает перед Тем, имя Которому — Жизнь. Христос со властью обращается к бездыханному телу и говорит: «Юноша, Встань!» (Лк 7:14). Одним своим словом Живой Бог поворачивает вспять неизбежный факт человеческого бытия — смерть. Всё в жизни человека изменчиво: печаль сменяется радостью, с возрастом меняется восприятие мира, уходят и приходят люди. Но неизменно в конце пути стоит физическая смерть, которая без веры во всеобщее воскресение представляется ужасной и бессмысленной.
Но намного страшнее физической смерти смерть духовная. Если вера в бессмертие души и в воскресение мёртвых служит ответом на тайну физической смерти, то на проблему смерти духовной ответа нет. Это вопрос внутреннего самоопределения человека. Кто такой мертвец? Это тот, кто не ищет Прослезившегося над Лазарем; тот, кто не ищет Оживившего сына наинской вдовы; тот, кто не ищет Победившего смерть Своим Воскресением.
А стремятся ли к личной встречи с Богом современные христиане? Или они каждый год радуются сошествию благодатного огня, как оправданию грешить ещё год — ведь пришествия Господа не будет. Может пора перестать мыслить иллюзорно, вчитаться в сегодняшнее евангельское чтение и спросить себя: «А где я в этой процессии? Не меня ли несут на носилках?». И если мы честно обнаруживаем, что это так — как бы парадоксально это не звучало — это хорошо. Потому что в таком случае есть осознание несостоятельности своего бытия, есть потребность это положение исправить — есть желание встретить Христа и быть воскрешенным им. И Господь не пройдёт мимо такого человека. Об этом свидетельствует вся земная жизнь Спасителя.
Но куда более страшным ответом на этот же внутренний вопрос будет: «Я несу носилки с трупом». Другими словами: «Я мыслю себя живым, но на своих плечах несу духовную смерть своим ближним». Это смертоношение реализуется элементарным образом: мы может пропустить мимо ушей якобы банальный вопрос ребёнка. Или преподаватель на лекции одним неосторожным словом может легко направить ум ученика по ложному пути, или в камеру удушающего скепсиса. Для каждого, кто считает себя христианином, такое поведение неприемлемо, потому что жизнь и смерть несовместимы. Так же как не сочетаются добро и зло, правда и ложь. В этой категории людей себя сложнее всего обнаружить. Но если удалось — надо бросать этот труп, оставить мёртвым погребать своих покойников (Мф 8:22) и идти ко Христу.
Задав себе этот внутренний вопрос, мы должны себя обнаружить в числе тех людей, которые идут за Христом по пути жизни. Но обнаружить не теоретически, не выдать желаемое за действительное, а убедиться, что это на самом деле так. Ведь каждый верующий призван к состоянию, когда живёт уже не только он, но Христос поселяется в этом человеке (см. Гал 2:20). Тогда Жизнь наполняет нас. Только в таком случае мы можем нести её в мир и выполнить призыв Господа быть «солью земли» (Мф 5:13). Только в таком случае наше служение сможет остановить конвейер духовной гибели человечества и оживотворить смысл человеческого пребывания на земле.
Проповедь студента 3 курса бакалавриата Дмитрия Янкина, произнесённая за Божественной литургией в храме святых апостолов Петра и Павла в Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования 20 октября 2019 года, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице.